• Обзор
  • 19 июня 2023
  • Открытый доступ

Трактовка термина «смешанное обучение» с точки зрения технологического и содержательного подходов: теоретический обзор

Аннотация

Цель исследования – представить подробный теоретический обзор трактовки термина «смешанное обучение», основанный на анализе как отечественной, так и зарубежной научно-педагогической литературы в области педагогики, психологии, методики преподавания иностранных языков и культур (более 60 источников) с 1999 года по 2023 год включительно. В статье отображена история становления смешанного обучения, предложены технологический и содержательный подходы для классификации определений термина «смешанное обучение», рассмотрены особенности данных подходов. Научная новизна заключается в уточнении трактовки термина «смешанное обучение», выделении его структурных элементов, определении различий между смешанным обучением, дистанционным обучением, гибридным обучением. Впервые выделена связь содержательных аспектов смешанного обучения и ключевых понятий экзистенциальной педагогики. В результате проведенного исследования автором предложена универсальная формула смешанного обучения, представлена характеристика ее составных элементов.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009.
  2. Амирова Л. А., Седых Т. А., Галикеева Г. Ф., Суханова Н. В., Саттаров В. Н. Смешанное обучение в общем и высшем образовании как инновационный инструмент развития // Педагогика. 2022. № 9.
  3. Ананин Д. П., Стрикун Н. Г. Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и офлайн // Преподаватель ХХI век. 2022. № 4-1.
  4. Андреева Н. В. Педагогика эффективного смешанного обучения // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 3.
  5. Андрюшкова О. В., Буданова А. А., Жмурко Г. П., Кабанова Е. Г. Комбинированное обучение и систематическая работа студентов // Открытое образование. 2015. № 5.
  6. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5.
  7. Богуславский М. В. Экзистенциальная педагогика А. И. Герцена (к 200-летию со дня рождения) // Ценности и смыслы. 2012. № 4 (20).
  8. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Тихомирова М. А., Мелкая Л. А. Смешанные образовательные технологии в высшем образовании: систематический обзор отечественных публикаций // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9.
  9. Брайан А., Волченкова К. Н. Смешанное обучение: определение, модели, использование в системе высшего образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2016. Т. 8. № 2.
  10. Васильева Ю. С., Родионова Е. В., Чичерина Н. В. Смешанное обучение: модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1 (73).
  11. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8.
  12. Гоголева Н. А., Карпачева Н. В. Педагогический дизайн по модели ADDIE в проектировании инновационных образовательных программ // Сахалинское образование XXI век. 2020. № 3.
  13. Гришина Н. В. Экзистенциальная психология: учебник. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2018.
  14. Гуро-Фролова Ю. Р. Концепция «смешанного обучения» в процессе обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2014. Вып. 41.
  15. Долгова Т. В. Смешанное обучение – инновация XXI века. 2017. URL: http://interactiv.su/2017/12/31/смешанное-обучение-инновация-xxi-века/
  16. Евсеева А. М. Смешанное обучение как форма организации учебного процесса по иностранному языку в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
  17. Задорожная Е. И. Методика комбинированного онлайн-обучения английскому языку (2-3 классы общеобразовательной школы): автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2017.
  18. Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 2007.
  19. Косаговская И. И., Волчкова Е. В., Мадьянова В. В., Белая О. Ф. Вызовы и возможности модели смешанного обучения в системе медицинского образования // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10. № 2.
  20. Крылов А. И., Ким Э. В., Шуванова О. В. Смешанное обучение: опыт внедрения // Народное образование. 2014. № 8 (1441).
  21. Лесин С. М., Махотин Д. А., Михайлов В. Ю. Дистанционное обучение в школе: ключевые понятия // Иностранные языки в школе. 2020. № 9.
  22. Медведева М. С. Формирование готовности будущих учителей к работе в условиях смешанного обучения: автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2015.
  23. Ниязбаева Н. Н. Экзистенциальный поворот в педагогике и образовании: свобода, смыслы, самоосуществление // Историко-педагогический журнал. 2022. № 1.
  24. Плетяго Т. Ю., Остапенко А. С., Антонова С. Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 5.
  25. Подлиняев О. Л. Экзистенциальное направление в психолого-педагогической науке // Magister Dixit. 2012. № 1.
  26. Прохорова М. П., Ваганова О. И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29).
  27. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33).
  28. Рожков М. И. Экзистенциальный подход к организации воспитательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 1 (10).
  29. Рубцов Г. И., Панич Н. В. Смешанное обучение: анализ трактовок понятия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 5 (32).
  30. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.
  31. Фандей В. А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. 2016. № 4.
  32. Фандей В. А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе. М.: Изд-во Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2012.
  33. Фомина А. С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21.
  34. Харламов И. Ф. Педагогика. Изд-е 4-е, перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003.
  35. Хуторской А. В., Андрианова Г. А. Модель распределенного эвристического обучения: опыт проектирования и реализации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. Т. 45. № 1.
  36. Allen I. E., Seaman J. Class Differences: Online Education in the United States. 2010. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED529952.pdf
  37. Cuesta Medina L. Blended Learning: Deficits and Prospects in Higher Education // Australasian Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 34 (1).
  38. Dudeney G., Hockly N. How to… Teach English with Technology. Harlow: Pearson Education Limited, 2007.
  39. Dziuban C., Graham C. R., Moskal P. D., Norberg A., Sicilia N. Blended Learning: The New Normal and Emerging Technologies // Educational Technology in Higher Education. 2018. No. 15.
  40. Friesen M. Report: Defining Blended Learning. 2012. URL: http://blogs.ubc.ca/nfriesen/2012/09/01/where-does-blended-end-virtual-begin/
  41. Garrison R., Kanuka H. Blended Learning: Uncovering Its Transformative Potential in Higher Education // The Internet and Higher Education. 2004. Vol. 7.
  42. Graham C. R. Emerging Practice and Research in Blended Learning // Handbook of Distance Education / ed. by M. G. Moore. N. Y.: Routledge, 2013.
  43. Graham C. R. Exploring Definitions, Models, Frameworks, and Theory for Blended Learning Research // Blended Learning: Research Perspectives: in 3 vols. / ed. by A. G. Picciano, C. D. Dziuban, C. R. Graham, P. D. Moskal. N. Y.: Routledge, 2021. Vol. 3.
  44. Graham C. R., Dziuban C. Blended Learning Environments // Handbook of Research on Educational Communications and Technology / ed. by J. M. Spector, M. D. Merrill, J. van Merriënboer, M. P. Driscoll. N. Y. – L., 2007.
  45. Higginbotham G. Event-Based Learning: The Benefits of Positive Pressure // The Language Teacher. 2009. Vol. 33.
  46. Hrastinski S. What Do We Mean by Blended Learning? // Technical Trends. 2019. Vol. 63 (5).
  47. Kaplan A. M., Haenlein M. Higher Education and the Digital Revolution: About MOOCs, SPOCs, Social Media, and the Cookie Monster // Business Horizons. 2016. Vol. 59 (4).
  48. Kuznetsova N. Yu., Collier A. G. Blended Learning as the New Trend of Modern EFL Teaching // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: сб. мат. I междунар. науч.-практ. конф. Псков: Логос, 2015.
  49. McGee P., Reis A. Blended Course Design: A Synthesis of Best Practices // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2012. Vol. 16 (4).
  50. Painter D. Missed Steps: Blended Learning Helps Increase Collaboration and Productivity, but Firms Often Ignore Key Stages in the Process // Training & Development. 2006. July.
  51. Pavlovskaya I. Yu. Language Teaching Methodology. Modern History of Language Teaching Methods. 2nd ed. Saint Petersburg: St. Petersburg University Press, 2001.
  52. Procter C. T. Blended Learning in Practice // Education in a Changing Environment: Conference Proceedings. Salford: University of Salford, 2003.
  53. Rossett A., Vaughan F. Strategies for Building Blended Learning. 2003. URL: https://www.researchgate.net/publication/228550955_Strategies_for_Building_Blended_Learning
  54. Sharma P., Barrett B. Blended Learning. Oxford: Macmillan, 2007
  55. Singh H., Reed C. A White Paper: Achieving Success with Blended Learning. 2001. URL: http://facilitateadultlearning.pbworks.com/f/blendedlearning.pdf
  56. Staker H., Horn M. B. Classifying K-12 Blended Learning. 2013. URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning.pdf
  57. Stracke E. A Road to Understanding: A Qualitative Study into Why Learners Drop out of a Blended Language Learning (BLL) Environment // ReCALL. 2007. Vol. 19/1.
  58. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs / ed. by J. C. Bonk, C. R. Graham; foreword by J. Cross, M. G. Moore. San Francisco: John Wiley & Sons, Inc., 2006.
  59. Tomlinson B., Whittaker C. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. L.: British Council, 2013.
  60. Torrisi-Steele G., Drew S. The Literature Landscape of Blended Learning in Higher Education: The Need for Better Understanding of Academic Blended Practice // International Journal for Academic Development. 2013. Vol. 18 (4).
  61. Valiathan P. Blended Learning Models. 2002. URL: https://www.purnima-valiathan.com/wp-content/uploads/2015/09/Blended-Learning-Models-2002-ASTD.pdf
  62. Watson J. Blended Learning: The Convergence of Online and Face-to-Face Education. 2008. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED509636.pdf
  63. Yılmaz O., Malone K. L. Preservice Teachers Perceptions About the Use of Blended Learning in a Science Education Methods Course // Smart Learning Environments. 2020. Vol. 7.

Информация об авторах

Исакович Анастасия Петровна

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 мая 2023.
  • Опубликована: 19 июня 2023.

Ключевые слова

  • смешанное обучение
  • дистанционное обучение
  • электронное обучение
  • гибридное обучение
  • самостоятельное обучение
  • образовательное событие
  • экзистенциальная педагогика
  • blended learning
  • distance learning
  • e-learning
  • hybrid learning
  • independent learning
  • educational event
  • existential pedagogy

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)