• Научная статья
  • 28 марта 2024
  • Открытый доступ

Критериально-оценочный аппарат сформированности профессионально значимых ценностей будущего учителя-филолога

Аннотация

Цель исследования – разработка критериально-оценочного аппарата, позволяющего установить уровень сформированности системы профессионально значимых ценностей будущих учителей-филологов, для совершенствования их профессиональной подготовки. В статье описаны критерии оценивания, установлены показатели, выбраны измерители для определения уровня сформированности системы профессионально значимых ценностей будущих учителей-словесников. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предложены критерии оценивания сформированности системы профессионально значимых ценностей будущего учителя-филолога: мотивационно-ценностный, профессионально-филологический, операционно-деятельностный, рефлексивный, которые позволяют определить уровень сформированности названной системы: низкий (базовый), средний (продуктивный), высокий (творческий). В результате установлено, что формирование системы профессионально значимых ценностей будущих учителей-филологов, определяющей эффективность их последующей профессиональной педагогической деятельности, представляет собой сложный процесс, который осуществляется по четырем критериям, к каждому из них нами выбраны показатели, позволяющие подобрать диагностический инструментарий, предоставляющий возможность адекватно проверить и оценить компоненты системы профессионально значимых ценностей педагога.

Источники

  1. Анисимова Н. П. Сравнительный анализ дефицитов в формировании педагогических ценностей на разных этапах профессионализации // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6 (123). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-6-123-46-56
  2. Бакманова А. И. Педагогическая ценность // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 6-1.
  3. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Статистика, 1980.
  4. Вереина Д. В. Аксиологический аспект структуры профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 200.
  5. Давкуш Н. В. Критерии оценивания качества подготовки будущих педагогов к осуществлению вожатской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1.
  6. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф., Строкова Т. А. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008.
  7. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система // Гаудеамус. 2002. № 1.
  8. Картушина Н. В. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности педагога. Критерии и показатели оценивания // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4.
  9. Кудрейко И. А. Личностно значимые ценности будущих бакалавров славянской филологии: диагностический этап // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2021. № 54. https://doi.org/10.24412/2079-9152-2021-54-24-33
  10. Кудрейко И. А. Формирование профессионально значимых качеств будущих учителей славянской филологии посредством билингвального подхода // Вестник педагогических наук. 2022. № 4.
  11. Кудрейко И. А. Характеристика понятия и компоненты профессионально значимых ценностей учителя филологии // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 7. https://doi.org/10.25726/h5858-7106-9094-g
  12. Лебедева И. В., Лебедев Н. Е. Управление профессиональным здоровьем педагога в формате оценки его деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2.
  13. Ледовская Т. В. Представления о ценностях и смыслах профессии «учитель» на разных уровнях педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1.
  14. Марина А. В., Галкина Е. А., Макарова О. Б. Проверка и оценивание сформированности профессиональных компетенций: проблемы и пути их решения (на материале дисциплины/модуля «Методика обучения биологии») // Самарский научный вестник. 2018. № 1 (22).
  15. Маслов С. И., Маслова Т. А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2.
  16. Мельников Д. А., Сокольникова Э. И., Сенатор С. Ю., Сенатор С. С. O критериях измерения и оценивания уровня профессионального становления студентов // Педагогика и психология образования. 2022. № 3. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2022-3-116-128
  17. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
  18. Перевощикова Е. Н., Стафеева А. В., Елизарова Е. Ю. Методика оценки образовательных результатов в области психолого-педагогической подготовки будущих педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. № 4.
  19. Петухова Е А. Профессионально-педагогические ценности преподавателя: креативность // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2 (78).
  20. Скафа Е. И., Евсеева Е. Г. Методология и методы научно-педагогических исследований: учебное пособие. Beau Bassin: LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2019.
  21. Ходырев А. М. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2 (113).

Информация об авторах

Кудрейко Ирина Александровна

к. филол. н., доц.

Донецкий государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 февраля 2024.
  • Опубликована: 28 марта 2024.

Ключевые слова

  • система профессионально значимых ценностей
  • учитель-филолог
  • эффективность профессиональной педагогической деятельности
  • мотивационно-ценностный критерий
  • профессионально-филологический критерий
  • операционно-деятельностный критерий
  • рефлексивный критерий
  • system of professionally significant values
  • language and literature teacher
  • effectiveness of professional teaching activities
  • motivational-value criterion
  • professional-philological criterion
  • operational-activity criterion
  • reflexive criterion

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)