• Научная статья
  • 28 марта 2024
  • Открытый доступ

Педагогическая модель развития компетенции командной работы студентов в цифровой образовательной среде вуза

Аннотация

Целью исследования является проектирование педагогической модели развития у студентов универсальной компетенции командной работы в цифровой образовательной среде (ЦОС) вуза. В статье дан обзор существующих теоретико-методологических подходов к организации дистанционного командного взаимодействия студентов, рассмотрены психолого-педагогические особенности данного процесса, приведены основные нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию дистанционного обучения. Научная новизна исследования заключается в том, что на основании обобщения психолого-педагогических работ в области дистанционного командного взаимодействия, а также с опорой на анализ педагогического опыта разработана педагогическая модель развития компетенции командной работы студентов в условиях дистанционного обучения вне зависимости от направления подготовки. В результате исследования было отобрано оптимальное содержание целевого, содержательно-концептуального, организационно-технологического и результативно-оценочного блоков модели развития компетенции командной работы студентов в ЦОС вуза.

Источники

  1. Амелина Ю. В. Организация дистанционной командной работы студентов ИТ-направлений // Информатика и образование. 2018. № 4.
  2. Балышев П. А. Универсальные психолого-педагогические механизмы формирования компетенции командной работы студентов вузов // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 6.
  3. Бужинская Н. В., Васева Е. С. Применение on-line сервисов для подготовки студентов к командной работе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6.
  4. Вайндорф-Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 14 (273).
  5. Вайнштейн Ю. В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации: автореф. дисс. … д. пед. н. Красноярск, 2021.
  6. Вальдман И. А., Мерецков О. В. Методические аспекты организации групповой работы обучаемых при реализации программ повышения квалификации в дистанционном формате // Открытое образование. 2017. № 6.
  7. Варламова Д., Судаков Д. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная литература, 2020.
  8. Георге И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы: монография. Тюмень: ТИУ, 2016.
  9. Долженко А. И. Технологии командной разработки программного обеспечения информационных систем. М.: Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ), 2016.
  10. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности / Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2005.
  11. Карякин А. М., Пыжиков В. В. Командная работа: основа теории и практики. Иваново: ИГЭУ, 2008.
  12. Клюева М. И., Корнеева И. В. История метода тренингов // Мир педагогики и психологии. 2019. № 2 (31).
  13. Корчемный П. А. Психологические механизмы формирования и проявления компетенций // Человеческий капитал. 2017. № 6 (102).
  14. Лачинина Т. А. Управление изменениями: командный подход: монография. Владимир: Владимирский гос. ун-т, 2010.
  15. Малова М. М. Роль «мягких» навыков в современной профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 4 (44).
  16. Маслов С. И., Маслова Т. А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2.
  17. Михеев В. А. Команда как социальная страта в политике, государственном управлении современной России: формирование, проблема соответствия // Власть. 2019. № 2.
  18. Окунева В. С. Формирование компетентности командной работы студентов вуза: автореф. дисс. … к. пед. н. Красноярск, 2013.
  19. Пушкарева Т. П., Калитина В. В. Облачные технологии как основное средство формирования навыков командной работы в современных условиях // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 10 (124).
  20. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос-Пресс, 2003.
  21. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
  22. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12.
  23. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  24. Якиманская И. С. Построение модели личностно-ориентированного обучения. М.: КСП+, 2001.
  25. Gomez E. A., Wu D., Passerini K. Traditional, hybrid and online teamwork: Lessons from the field // Communications of the Association for Information Systems. 2009. Vol. 25 (1).
  26. Goñi J., Cortázar C., Alvares D., Donoso U., Miranda C. Is teamwork different online versus face-to-face? A case in engineering education // Sustainability. 2020. Vol. 12 (24).
  27. Ismailov M., Laurier J. We are in the “breakout room.” Now what? An e-portfolio study of virtual team processes involving undergraduate online learners // E-Learning and Digital Media. 2022. Vol. 19 (2).
  28. Ku H. Y., Tseng H. W., Akarasriworn C. Collaboration factors, teamwork satisfaction, and student attitudes toward online collaborative learning // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29 (3).
  29. Moore C. The future of work: What Google shows us about the present and future of online collaboration // TechTrends. 2016. Vol. 60 (3).
  30. Skelton M., Pais M. Team topologies: Organizing business and technology teams for fast flow. Portland: It Revolution, 2019.

Информация об авторах

Даринская Лариса Александровна

д. пед. н., доц.

Санкт-Петербургский государственный университет

Балышев Павел Александрович

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 февраля 2024.
  • Опубликована: 28 марта 2024.

Ключевые слова

  • командная работа студентов
  • цифровая образовательная среда
  • онлайн-обучение
  • дистанционная командная работа
  • student teamwork
  • digital educational environment
  • online learning
  • remote teamwork

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)