Формирование социолингвистической компетенции на основе упражнений с использованием аллюзивных имен на уроках английского языка в старшей школе
Аннотация
Цель исследования - определить особенности отбора филологических единиц и разработать методическую систему формирования социолингвистической компетенции на материале художественных текстов у учащихся старших классов на уроках английского языка. В статье проясняется понятие социолингвистической компетенции, ее границ, проводится анализ социолингвистической информации из классических и современных художественных текстов, делается вывод об изменчивости вертикального контекста с течением времени, в связи с чем ставится вопрос о содержании обучения в процессе развития социолингвистической компетенции. Научная новизна исследования заключается в разработке способа формирования социолингвистической компетенции на основе упражнений с использованием аллюзивных имен на уроках английского языка в старшей школе. В результате доказано, что критерии отбора культурно-исторического материала для развития социолингвистической компетенции учащихся старших классов на уроках английского языка должны включать как нормативные данные словарей-тезаурусов, так и итоги филологического анализа конкретного материала художественных текстов, текстов кинофильмов и телепередач.
Источники
- Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие. Изд-е 3-е. М.: Флинта; Наука, 2013.
- Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. М.: Флинта; Наука, 2010.
- Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2.
- Ветрова К. О. Социокультурная компетенция как структурообразующий компонент иноязычной коммуникативной компетенции // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сб. статей XVII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. Пенза, 2019. Ч. 2.
- Витошко М. И. Методика формирования профессиональной филологической компетентности студентов вузов (на примере спецкурса «Комплексный анализ художественного текста»): автореф. дисс. … к. пед. н. Тольятти, 2007.
- Гудков Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. Изд-е 2-е, стереотип. М.: ЛЕНАНД, 2020.
- Гюббенет И. В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста. Изд-е 2-е, доп. М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2002.
- Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранным языкам // Молодой ученый. 2011. Т. 2. Вып. 3.
- Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. Изд-е 4-е, испр. М., 2013.
- Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
- Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3.
- Сорокин Ю. А. Стереотип, штамп, клише: к проблеме определения понятий // Общение. Теоретические и прагматические проблемы: сб. статей. М., 1978.
- Сысоев П. В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков // Иностранные языки в школе. 2003. № 1.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). 2012. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/
- Шилина Н. В. Иноязычная социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. 2017. № 1 (39).
- Hornby N. About a Boy. L.: Penguin Books, 2014.
- Langacker R. W. Concept, Image and Symbol: The Cognitive Basics of Grammar. Berlin - N. Y., 1991.
- Rowell R. Fangirl. L.: Macmillan, 2014.
- The Oxford Dictionary of Allusions / ed. by A. Delahunty, Sh. Dignen, P. Stock. Oxford - N. Y., 2003.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 22 августа 2021.
- Опубликована: 29 октября 2021.
Ключевые слова
- социолингвистическая компетенция
- упражнения
- аллюзивные имена
- урок английского языка
- старшая школа
- sociolinguistic competence
- exercises
- allusive names
- English lesson
- senior school
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»