• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Использование метода предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) английскому языку в начальной школе

Аннотация

Целью данного исследования является выявление особенностей использования метода предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) на уроках английского языка в начальной школе. В работе рассмотрены особенности применения метода CLIL при преподавании английского языка детям в начальной школе, описаны условия эффективного использования метода при обучении английскому языку в начальных классах. Научная новизна исследования состоит в том, что авторами определены компоненты содержания обучения, которые целесообразно интегрировать в процесс обучения английскому языку на уроке в начальной школе, а также особенности и условия эффективного применения метода CLIL на начальной ступени обучения и предложены конкретные формы его реализации на уроках. В результате определены возможности интеграции содержания начального образования по предмету «Окружающий мир» и содержания обучения иностранному языку, приведены конкретные примеры заданий, которые рекомендуется использовать на интегративных уроках по английскому языку в начальных классах.

Источники

  1. Баркова А. Ф., Селивановская О. А. Использование метода предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении дошкольников английскому языку // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 1. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.1.5
  2. Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 2-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Изд-е 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2012.
  3. Гудкова С. А., Яшина Н. В. Методические возможности использования CLIL-технологии при преподавании английского языка в начальной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2017. № 2 (29). DOI: 10.18323/2221-5662-2017-2-31-35
  4. Мильруд Р. П., Суворова Ж. А. Английский язык. Рабочие программы. 2-4 классы: для учителей общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 2014.
  5. Овчинникова А. Л. CLIL-технология как средство формирования познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе // Актуальные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сб. научных статей по мат. XII Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 29-30 апреля 2020 г.). Чебоксары: Изд-во Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2020.
  6. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2014.
  7. Ульяненкова Е. А., Скопина В. А., Нежкина Н. Н. Формирование коммуникативных навыков на иностранном языке через интеграцию урока английского языка и физической культуры здоровьесберегающей направленности // Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека: мат. III Всероссийской образовательно-научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием в рамках XIII Областного фестиваля «Молодые ученые - развитию Ивановской области» (г. Иваново, 10-14 апреля 2017 г.). Иваново: Изд-во Ивановской государственной медицинской академии, 2017.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: письма и приказы Минобрнауки. М.: Сфера, 2014.
  9. Ball Ph. What is CLIL? 2021. URL: http://www.onestopenglish.com/clil/methodology/articles/article-what-is-clil/500453.article
  10. Blair A., Cadwallader J. Academy Stars 3. 2021. URL: https://www.macmillan.ru/catalogue/356/223301/
  11. Darn S. CLIL: A lesson framework. 2021. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/clil-a-lesson-framework
  12. Harper K., Pritchard G. Academy Stars 2. 2021. URL: https://www.macmillan.ru/catalogue/356/223300/
  13. Kay B. The TKT Course CLIL Module. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
  14. Marsh D. The relevance and potential of content and language integrated learning (CLIL) for achieving MT+2 in Europe. 2002. URL: http://userpage.fu-berlin.de/elc/bulletin/9/en/marsh.html
  15. Read C. Content-based learning in the primary classroom. 2021. URL: https://www.onestopenglish.com/clil/article-content-based-learning-in-the-primary-classroom/500671.article

Информация об авторах

Баркова Анна Федоровна

к. пед. н.

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Рогова Валерия Вячеславовна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Ким Антонина Александровна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 июля 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • метод
  • предметно-языковое интегрированное обучение
  • английский язык
  • начальная школа
  • method
  • content and language integrated learning
  • English language
  • primary school

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)