• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Изучение облаков в начальном курсе географии

Аннотация

Целью исследования является решение методической проблемы изучения облаков в школьном курсе географии 5-6 классов путём анализа учебников «классической линии», а также с помощью опроса учащихся и учителей географии. Данные опроса показывают, что абсолютное большинство учеников проявляют познавательный интерес к изучению форм облаков, но информации по этой теме в школьных учебниках географии крайне мало. В статье предлагаются варианты решения данной методической проблемы, которые автор реализовывал на практике в течение двадцати лет наблюдения за облаками и их изучения со школьниками. Научная новизна исследования заключается в разработке методических рекомендаций по изучению облаков в начальном курсе географии. В результате педагогического эксперимента, проведенного в Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской и Нижегородской областях, была выявлена положительная динамика реализации разработанных методических рекомендаций.

Источники

  1. Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник. М.: Дрофа, 2020.
  2. Бережная Г. С. Методическая разработка учебного дистанционного модуля по географии для 6 класса «Погода и климат» // Калининградский вестник образования. 2020. № 3 (7).
  3. Беспалов Д. П., Девяткин А. М., Довгалюк Ю. А. и др. Атлас облаков. СПб.: Д´АРТ, 2011.
  4. Виноградова В. В. Использование компьютерных технологий на уроках географии (на примере изучения темы «Атмосфера», 6 класс) // Педагогическая тетрадь: сборник статей и методических разработок учителей географии Московской области. М.: МГОУ, 2018.
  5. Герасимова Т. П. Наблюдения над погодой в преподавании географии в семилетней школе. М.: Учпедгиз, 1954.
  6. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. 6 кл.: учебник. М.: Дрофа, 2020.
  7. Захарычева В. П. Использование приемов и стратегий технологии развития критического мышления на уроках географии как средство формирования мыслительной деятельности учащихся // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 02 ноября 2019 г.). М.: Перо, 2020.
  8. Коршунов М. Ю. Географическое краеведение. Бутурлинский район. Тетрадь юного исследователя своего края. Н. Новгород: Типография «Деловая Полиграфия», 2009a.
  9. Коршунов М. Ю. Методика развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса при изучении географического краеведения: дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2009b.
  10. Кулагина С. А. Исследовательская и проектная деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 02 ноября 2019 г.). М.: Перо, 2020.
  11. Половинкин А. А. «Погода и климат» в курсе географии V класса. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.
  12. Претор-Пинней Гэвин. Занимательное облаковедение: учебник любителя облаков. М.: Гаятри, 2007.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). 2020. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
  14. Чернихова Е. Я. Изучение климата на уроках географии: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973.
  15. International Cloud Atlas. Geneva: World Meteorological Organization, 1987. Vol. II.

Информация об авторах

Коршунов Михаил Юрьевич

к. пед. н.

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • облака
  • начальный курс географии
  • школьный учебник
  • методические рекомендации
  • педагогический эксперимент
  • clouds
  • basic Geography course
  • school textbook
  • methodological guidelines
  • pedagogical experiment

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)