Cущность понятия «коммуникативный подход» в современной методике преподавания иностранных языков
Аннотация
Целью исследования является обоснование целесообразности опоры на коммуникативный подход в методике преподавания иностранных языков в вузах. В статье установлены предпосылки возникновения коммуникативного подхода в методике, уточнены принципы, сформулированные Липецкой методической школой Е. И. Пассова в отношении коммуникативного иноязычного образования, систематизированы взгляды исследователей на компонентный состав коммуникативной компетенции студентов вузов, представлена теоретическая интегративная модель коммуникативной компетенции студентов, предложена технология формирования лингвистического, речевого, лингвопрагматического и социокультурного компонентов коммуникативной компетенции студентов. Научная новизна исследования заключается в разработке теоретической интегративной модели коммуникативной компетенции студентов вузов и технологии формирования языкового, речевого, лингвопрагматического и социокультурного компонентов коммуникативной компетенции. В результате проведенного исследования автор обосновывает целесообразность опоры на коммуникативный подход в вузовской методике преподавания иностранных языков с позиций целеполагания, т.е. формирования коммуникативной компетенции студентов, и технологии обучения, предполагающей использование в процессе обучения комплекса коммуникативно-ориентированных заданий, направленных на формирование языковой, речевой, лингвопрагматической и социокультурной компетенций.
Источники
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания иностранных языков). СПб.: Златоуст, 1999.
- Войткова А. Н., Гончарова Т. В. Пересказ как основной когнитивный механизм формирования лингво-коммуникативной компетенции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 5.
- Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учебник для вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2021.
- Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007.
- Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Блиц; Cambridge University Press, 2001.
- Методика обучения иностранным языкам. Традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2012.
- Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Ступени; Инфра-М, 2002.
- Мушенко Е. В., Микаелян Л. А. Модель формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов (направление подготовки «Зарубежное регионоведение») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 3.
- Павловская И. Ю. Методика преподавания иностранных языков (курс лекций на английском языке): обзор современных методик преподавания. Изд-е 2-е. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 1991.
- Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного образования. М.: Просвещение, 2000.
- Пассов Е. И. Теория методики: принципы иноязычного образования. Елец, 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (ФГОС). 2019. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/450302_B_3plus_12092019.pdf
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004.
- Brumfit C. J., Johnson K. The Communicative Approach to Language Teaching. 6th ed., impr. Oxford: Oxford University Press, 1987.
- Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR). 2001. URL: https://rm.coe.int/16802fc1bf
- Culperer J. English Language. Description, Variation and Context. Basingstoke: Palgrave Macmillan; Lancaster University, 2009.
- Harmer J. The Practice of English Language Teaching. 4th ed. L.: Pearson Education, 2007.
- Richards J. C., Schmidt R. W. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied linguistics. 3rd ed. L.: Pearson Education, 2002.
- Trosborg A. Interlanguage Pragmatics. Requests, Complaints and Apologies. Berlin: Mouton de Gruyter, 1995.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 11 октября 2021.
- Опубликована: 29 октября 2021.
Ключевые слова
- коммуникативный подход
- иностранные языки
- методика преподавания
- теоретическая интегративная модель
- компетенция
- communicative approach
- foreign languages
- teaching methodology
- theoretical integrative model
- competence
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»