• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности

Аннотация

Цель исследования - обосновать необходимость реализации педагогических условий развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности. В статье раскрываются понятия «инициативность детей старшего дошкольного возраста», «волонтерская деятельность детей в дошкольной образовательной организации», выявляется педагогический потенциал волонтерской деятельности в процессе развития инициативности детей старшего дошкольного возраста, раскрываются методы и приемы развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования заключается в изучении теоретических оснований процесса развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста в волонтерской деятельности, определении комплекса педагогических условий развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности. В результате описаны педагогические условия развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности, включающие структурно-функциональную модель педагогического процесса, парциальную программу «Юные волонтеры», технологию, представленную интеграцией различных видов волонтерской деятельности.

Источники

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988.
  3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.
  4. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1983.
  5. Болотова Л. В. Волонтерская деятельность в социальной сфере: учеб.-метод. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005.
  6. Борисова Т. С. Активность и инициатива как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 5 (83).
  7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  8. Гришаева Н. П. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2017.
  9. Данькова Е. Н. О формировании ответственности как нравственного качества личности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008. № 2.
  10. Жарикова А. С. Соотношение инициативности и креативности личности: дисс. … к. психол. н. М., 2011.
  11. Клепикова А. А. Семьи с детьми с особенностями интеллектуального развития в России: стратегии родительского активизма // Инвалиды - инвалидность - инвалидизация: сб. тезисов научно-практической конференции. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2018.
  12. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998.
  13. Коротаева Е. В., Святцева А. В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5.
  14. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: ПИ РАО, 2003.
  15. Кравцова Е. Е. Педагогика и психология. М.: Форум, 2009.
  16. Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности: дисс. … д. пед. н. СПб., 1996.
  17. Крупнов А. И., Шнайдер Н. В., Зиньковская С. М. Системная диагностика и коррекция инициативности и настойчивости: учеб. пособие. Екатеринбург, 2011.
  18. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета. 2001. Т. 6. Вып. 2.
  19. Найн А. Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск: Урал ГАФК, 2000.
  20. Николаева А. Г. Развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2011.
  21. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  22. Обухова Л. Ф., Котляр И. А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. 2010. Т. 15. Вып. 2.
  23. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. Изд-е 24-е, испр. М.: Оникс; Мир и образование, 2007.
  24. Поддьяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дисс. … д. психол. н. М., 2001.
  25. Святцева А. В., Шухардина С. Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. № 3.
  26. Тетерский C. B. Поддержка социальных инициатив детей и молодежи: опыт и эксперимент. М.: Маска, 2003.
  27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014.
  28. Холина О. И. Институционализация волонтерства в структуру российского гражданского общества: автореф. дисс. … к. соц. н. Краснодар, 2012.
  29. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/
  30. Шилова И. В., Задворнов С. А. Определение содержания понятия «педагогические условия» методом контент-анализа // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12-2. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37893
  31. Яковлева Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1991.
  32. Tatarintseva N., Berdnikova N., Zelenskaya M. The Use of Digital Technologies in the Process of Organizing Volunteer Activities of Preschoolers // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 273. Iss. 2. DOI: 10.1051/e3sconf/202127312010

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90065.

Информация об авторах

Татаринцева Нина Евгеньевна

д. пед. н., проф.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Зелинская Марина Григорьевна

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 ноября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • инициативность
  • дети старшего дошкольного возраста
  • волонтерская деятельность
  • педагогические условия
  • initiativity
  • senior preschool children
  • volunteer activity
  • pedagogical conditions

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)