• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Формирование топонимической грамотности учащихся на основе лингвогеографического паспорта, лингвострановедческого портрета и лингвокультурной биографии регионального топообъекта

Аннотация

Цель исследования - представить технологию формирования топонимической грамотности учащихся, направленной на развитие способности ориентироваться в географическом, культурном и языковом пространстве региональных топонимических объектов. В статье описываются образцы оформления моделей лингвогеографического паспорта, лингвострановедческого портрета и лингвокультурной биографии топонима как ключевых средств формирования топонимической грамотности учащихся в образовательном процессе. Научная новизна работы заключается в интеграции географического, культурного и лингвистического направлений в изучении географических объектов и их наименований учащимися старшей ступени обучения в ходе осуществления проектно-исследовательской деятельности. Результатом является технология формирования топонимической грамотности учащихся с использованием образцов моделей составления лингвогеографического паспорта, лингвострановедческого портрета, лингвокультурной биографии регионального топообъекта.

Источники

  1. Гончар Е. А. Технология формирования топонимической компетенции у будущих учителей географии // Siberian Pedagogical Journal. 2014. № 3.
  2. Гордова Ю. Ю. Карточка топонима в информационной системе «Топонимия России» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-2 (42).
  3. Жиленкова И. И. Топонимы Белгородской области: системный лингвоанализ названий населенных пунктов: учебное пособие по лингвокраеведению. 2012. URL: https://rucont.ru/efd/223015
  4. Захарова Л. А., Нестерова Н. Г., Старикова Г. Н. Лингвистическое краеведение: учеб. пособие. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2005.
  5. Иванцова Т. В. Лингвоперсонология: основы теории языковой личности. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2010.
  6. Ильин Д. Ю. Лингвоэкологический портрет регионального топонимикона: критерии описания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2018. Т. 17. № 3.
  7. Кайда Л. Г. Эссе: стилистический портрет. М.: Флинта, 2008.
  8. Носова Е. С. Использование краеведческого микротопонимического материала на уроках русского языка // Язык как фактор интеграции образовательных систем и культур: сб. науч. ст. (по итогам научного российско-украинского семинара) / под ред. И. Б. Игнатовой, Л. A. Безкоровайной. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.
  9. Носова Е. С. Структурно-семантическая классификация топонимов г. Белгорода в учебных целях // Роль и место русского языка в современном мире: мат. II Междунар. студ. науч.-практ. конф. / под ред. Л. Г. Петровой. Белгород: Политерра, 2008.
  10. Хабибуллина Ф. Я., Иванова И. Г. Лексико-семантическая классификация микротопонимов Республики Марий Эл // Вопросы филологии и переводоведения: направления и перспективы современных исследований / отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары, 2020a.
  11. Хабибуллина Ф. Я., Иванова И. Г. Отантропонимные географические названия Республики Марий Эл татарского происхождения: топонимические зоны // Финно-угорский мир. 2020b. Т. 12. № 3.
  12. Хента A. Формирование топонимической грамотности как проявление культурно-социального аспекта языкового образования младшего школьника // Начальное языковое образование в современном обществе: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 12-13 ноября 2008 г.). СПб.: САГА, 2008.
  13. Шипицына Г. М., Свистельникова С. А. К речевому портрету оппозиционной газеты: заголовки заметок // Политическая лингвистика. 2010. № 4 (34).
  14. Шмелева Т. В. Портретирование как стратегия лингвистического исследования // Записки филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Великий Новгород. 2010. Вып. 8. Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность.

Информация об авторах

Хабибуллина Флёра Яхиятовна

к. пед. н., доц.

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Иванова Ираида Геннадьевна

к. филол. н., доц.

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 декабря 2021.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • топонимическая грамотность
  • лингвогеографический паспорт
  • лингвострановедческий портрет
  • лингвокультурная биография
  • региональный топообъект
  • toponymic literacy
  • linguogeographical passport
  • linguoregional portrait
  • linguocultural biography
  • regional toponymic object

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)