• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Рациональные приемы запоминания иноязычной лексики в системе профильной подготовки студентов вуза: теоретический и практический аспекты

Аннотация

Цель исследования - выявить пути повышения качества усвоения иноязычной лексики студентами профиля подготовки «Иностранный язык». В статье рассматриваются особенности обучения лексическому аспекту иностранного языка, делается акцент, с одной стороны, на объективных трудностях изучения новых лексических единиц, с другой стороны, на важности формирования у студентов достаточного по объему активного словарного запаса. Отмечается факт плохого запоминания обучающимися новой иноязычной лексики, раскрываются некоторые причины данного явления с опорой на статистические данные проведенного исследования. Одной из главных причин является недостаточное использование в процессе обучения рациональных приемов обучения иноязычной лексике. Далее в статье анализируется ряд рациональных приемов запоминания иностранных слов, приводятся данные о степени использования студентами этих приемов, предлагаются методические рекомендации по улучшению качества усвоения иноязычной лексики. Научная новизна исследования заключается в попытке полного и всестороннего рассмотрения проблемы запоминания иноязычных лексических единиц в ракурсе непроизвольного запоминания и ухода от традиционного механического заучивания. В результате исследования выявлен ряд рациональных приемов запоминания иноязычной лексики, которые могут помочь изучающим иностранный язык более эффективно и быстро отложить в долговременную память подлежащие заучиванию лексические единицы. Ввиду того, что студенты профиля подготовки «Иностранный язык» в большинстве своем механически запоминают лексику, а потенциал рациональных приемов запоминания иноязычной лексики используется в учебном процессе по иностранному языку недостаточно, что подтверждается данными проведенного исследования, в статье приводятся некоторые методические рекомендации по более эффективной организации процесса усвоения иноязычной лексики.

Источники

  1. Бетретдинова И. А., Будник Е. А. Особенности обучения лексическому компоненту речи на различных этапах (на материале английского языка) // Экономика, статистика, информатика. 2014. № 2.
  2. Буняева Н. Ю. Использование мнемотехник в преподавании немецкого языка // Библиотечка «Первого сентября». Серия «Немецкий язык». 2007. № 5 (17).
  3. Гайдукова М. А. Мнемотехника как интенсивный метод преподавания авиационного иностранного языка в вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2016. № 5.
  4. Еремеева Г. Р., Баранова А. Р. Метод интервальных повторений при изучении иностранного языка // Бюллетень науки и практики. 2016. № 7.
  5. Кирдакова Н. В. Методические материалы в стихотворной форме для использования на уроках немецкого языка. 2005. URL: https://urok.1sept.ru/articles/213299
  6. Кирилюк О. Карта mind map: легкое планирование и структурирование. 2019. URL: https://blog.checkiant.com/ru/blog-o-produktivnosti/166-tekhnologiya-mind-mapping
  7. Кисель О. В., Дубских А. И., Бутова А. В., Зеркина Н. Н. Проблемы, связанные с обучением лексике студентов неязыковых специальностей МГТУ им. Г. И. Носова // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 7.
  8. Кувшинова Н. Н., Фукс Е. А. Эффективные приемы запоминания иноязычного лексического материала, ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся // Magister Dixit. 2014. № 2.
  9. Лысенко Н. Е. Развитие приемов запоминания учебного материала при изучении русского и иностранного языков // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2011. № 6.
  10. Морковкин В. В. Основные функции лексических единиц // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2007. № 1.
  11. Мохова О. Л., Назарова Н. Б., Соколовская М. А., Башеров О. И. Обучение иноязычной лексике в неязыковом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28780
  12. Фетисова А. А. Методические возможности использования непроизвольного запоминания при обучении лексике // Вестник Московского университета. Серия 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2009. № 1.
  13. Фетисова А. А. Психологические механизмы усвоения иноязычной лексики // Вестник Московского университета. Серия 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2011. № 2.
  14. Шамов А. Н. Иноязычные лексические механизмы и стратегии как основа формирования лексической компетенции // Теория и методика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Шатиловские чтения: сб. науч. тр. / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018а.
  15. Шамов А. Н. Лексическая сторона иноязычной речи и технологии обучения ей // Иностранные языки в школе. 2018b. № 9.
  16. Шамов А. Н. Приемы эффективного запоминания лексики на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2015. № 2.
  17. Шамов А. Н. Технологии обучения лексической стороне иноязычной речи: монография. Н. Новгород, 2016.
  18. Cudzich B. Vokabellernen (ohne) Vergessen (mit) Vokabellernstrategien // Glottodidactica. 2012. № 39 (1).
  19. Gelman G. 5 Strategien, um schnell und einfach Vokabeln zu lernen. 2018. URL: https://www.sprachheld.de/vokabeln-lernen-tipps/
  20. Piepho H. E. Wie lerne ich am besten? // Fremdsprache Deutsch. 1998. № 2.
  21. Rampillon U. Lerntechniken im Fremdsprachenunterricht. Handbuch. München: Max Hueber Verlag, 1989.
  22. Rühl E. Wortschatzarbeit. Wie bleiben neue Wörter leichter im Kopf? // Fremdsprache Deutsch. 2021. № 64.
  23. Yang M. Effektivität von Vokabellernstrategien im DaF-Unterricht in China: Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde des Fachbereichs Germanistik und Kunstwissenschaften der Philipps-Universität Marburg. Marburg, 2017.

Информация об авторах

Кирюшина Ольга Викторовна

к. пед. н.

Российский государственный профессионально-педагогический университет, филиал в г. Нижнем Тагиле

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 января 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • лексический аспект иностранного языка
  • иноязычная лексика
  • произвольное и непроизвольное запоминание
  • рациональные приемы запоминания
  • lexical aspect of a foreign language
  • foreign language vocabulary
  • voluntary and involuntary memorisation
  • rational memorisation techniques

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)