• Научная статья
  • 18 сентября 2023
  • Открытый доступ

Оценка готовности учителя к наставнической деятельности в общеобразовательной организации

Аннотация

Целью статьи является раскрытие с помощью метода сравнительного анализа подходов к определению уровня готовности учителя к наставнической деятельности и выявление возможных условий для его повышения. В статье обоснованы основные факторы, актуализирующие необходимость организации наставничества в педагогической среде. Выделены ведущие подходы к определению термина «наставничество», рассматривается инновационная сущность готовности учителя к наставнической деятельности, представлен анализ методических материалов учителей-наставников и результатов их выступлений на конкурсе профессионального мастерства, на основе которых определены уровни готовности учителя к наставнической деятельности, описаны типичные недостатки в ее развитии. Особое внимание уделяется значимости командной работы при организации наставничества. Научная новизна заключается в расширении педагогических знаний об организации наставничества в образовательном учреждении, о развитии готовности учителя к наставнической деятельности, в систематизации причин, влияющих на уровень готовности учителя к наставнической деятельности. В результате использования методов теоретического и эмпирического исследования обоснованы инновационные составляющие наставнической деятельности учителя, выявлены недостатки в готовности учителя к наставнической деятельности, определены условия для их устранения.

Источники

  1. Андриади И. П., Темина С. Ю. Педагогический словарь. М.: ИНФРА-М, 2023.
  2. Бакулина С. Ю., Кислова Н. Н., Леонов С. А., Майорова Н. В. Развитие инновационных форм наставничества в современной педагогической деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25. № 2 (89).
  3. Данилова М. В. Наставничество как средство закрепления молодежи в педагогической профессии // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2022. № 3.
  4. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 7 (5).
  5. Кислова Н. Н. Региональный опыт реализации программ поддержки и развития профессионального мастерства молодых педагогов // Образование и культурное пространство. 2022. № 2.
  6. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5.
  7. Кочкина С. Н. Роль педагога-наставника в современном мире // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3. № 2.
  8. Лукьянова И. О. Наставничество как способ осуществления успешной адаптации молодых учителей // Интерактивная наука. 2022. № 7 (72).
  9. Минияров В. М., Бубнова Л. М. Характеристика компонентов, составляющих педагогическую готовность будущих специалистов технического профиля к профессиональной педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 11-1.
  10. Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. 2015. № 3.
  11. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16).
  12. Пронькина И. Л. Нацпроект «Образование»: как организовать наставничество в школе. 2018. https://director.rosuchebnik.ru/article/natsproekt-obrazovanie-kak-organizovat-nastavnichestvo-v-shkole/?ysclid=ll2f24qulq306576982
  13. Пшеничная В. В. Роль наставника в развитии профессиональных компетенций молодых педагогов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (08).
  14. Себельдина Е. В. Формирование психолого-педагогической готовности опытных сотрудников к наставнической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4.
  15. Сулейманова Н. Как сделать наставничество эффективным // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. № 9.
  16. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструмент наращивания профессиональных компетенций педагогов: рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций. М., 2020.
  17. A Resource Handbook for Mentors / Ontario Ministry of Education. 2010. https://www.sgdsb.on.ca/upload/documents/ntip---partnering-for-success-ntipmentor.pdf
  18. Buchanan J., Prescott A., Schuck S., Aubusson P., Burke P., Louviere J. Teacher retention and attrition: Views of early career teachers // Australian Journal of Teacher Education. 2013. Vol. 38 (3). http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2013v38n3.9

Информация об авторах

Фомицкая Галина Николаевна

д. пед. н., доц.

Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ

Базарова Татьяна Содномовна

д. пед. н., проф.

Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 июля 2023.
  • Опубликована: 18 сентября 2023.

Ключевые слова

  • наставничество
  • учитель-наставник
  • молодой учитель
  • готовность к наставнической деятельности
  • mentoring
  • teacher mentor
  • young teacher
  • readiness for mentoring

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)