• Научная статья
  • 21 февраля 2024
  • Открытый доступ

Технология творческого коллективного проекта «Иллюстрированная книга» как средство формирования профессиональных компетенций у студентов – будущих педагогов дошкольного и начального образования

Аннотация

В статье раскрывается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза (будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов). Цель исследования – обосновать возможность использования технологии организации творческого коллективного проекта «Иллюстрированная книга» как средства просвещения, популяризации культурного наследия, развития у студентов познавательной, коммуникативной, управленческой, методической, творческой, рефлексивной составляющих профессиональной компетентности педагога. Новизна исследования обусловлена представлением авторской поэтапной технологии ознакомления студентов с произведениями искусства и организации творческих коллективных проектов, в которых студенты получают возможность выработать организаторские, педагогические и художественные способности, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности. В результате исследования разработаны и обоснованы структура, этапы, условия, варианты организации и реализации коллективных студенческих проектов «Иллюстрированная книга» как средства формирования профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза.

Источники

  1. Ариарский М. А. Педагогическая культурология. СПб.: Концерт, 2012.
  2. Белкина В. Н., Ревякина И. И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 3.
  3. Богуцкая Т. В., Сазонова Н. П. Управление развитием профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного и начального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 8 (205).
  4. Буянова Т. А. Культурологические основы художественного воспитания дошкольников и младших школьников средствами искусства // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сб. трудов междунар. науч.-практ. конф. «XV Левитовские чтения». М.: Московский государственный областной университет; Перо, 2020.
  5. Буянова Т. А. Технология подготовки выпускной квалификационной работы по проблемам развития детского творчества: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2022.
  6. Буянова Т. А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей: монография. М.: Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2014.
  7. Ваняев В. А. Историко-культурологический аспект копирования произведений изобразительного искусства // Преподаватель ХХI век. 2012. № 3.
  8. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел // Управление школой. 1999. № 41 (137). https://upr.1sept.ru/article.php?ID=199904101
  9. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. 1989. http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html?ysclid=lsp4avudol705361584
  10. Каган М. С. Философия культуры: учеб. пос. для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019.
  11. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: Агар, 1998.
  12. Мамченко А. А., Макаров М. И. Культура чтения в эпоху постграмотности: стратегии чтения и задачи общеобразовательной школы // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74).
  13. Михайлова Н. Н. Образование и сохранение культурного наследия // Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. № 3 (29).
  14. Сорвачева И. Д. Профессиональные компетенции и компетентность педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-2.
  15. Шумкина О. Н. Подготовка будущих учителей к формированию стилистических умений младших школьников // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 17-18 апреля 2019 г.). М.: Московский государственный областной университет, 2019.

Информация об авторах

Буянова Татьяна Анатольевна

к. пед. н.

Государственный университет просвещения, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 января 2024.
  • Опубликована: 21 февраля 2024.

Ключевые слова

  • творческий коллективный проект
  • профессиональные компетенции педагогов дошкольного и начального образования
  • иллюстрирование книги
  • популяризация культурного наследия
  • реализация дисциплин художественно-эстетического цикла
  • creative collective project
  • professional competencies of preschool and elementary education teachers
  • book illustration
  • popularization of cultural heritage
  • implementation of disciplines of the artistic-aesthetic cycle

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)