• Научная статья
  • 4 февраля 2025
  • Открытый доступ

Формирование коммуникативной компетенции у студентов медицинского вуза: интегративный подход

Аннотация

Цель исследования – выявление эффективных подходов к формированию коммуникативной компетенции у будущих врачей в процессе обучения русскому и иностранному (английскому) языкам. В статье рассмотрена целесообразность применения интегративного подхода при формировании коммуникативной компетенции у будущего специалиста; проанализированы компоненты содержания понятий «компетентность», «компетенция» и «коммуникативная компетенция»; определены основания интеграции учебного материала по русскому и иностранному языкам; предложены виды заданий для проведения интегрированного занятия по русскому и иностранному языкам, способствующие эффективному формированию коммуникативной компетенции. Научная новизна исследования состоит в том, что разработан способ применения интегративного подхода на основе анализа текста литературного произведения с целью формирования коммуникативной компетенции у студентов медицинского вуза в процессе их обучения русскому и иностранному (английскому) языкам. В результате исследования установлено, что процесс формирования коммуникативной компетенции у студентов может быть связан с развитием речевых умений и широкого кругозора на основе взаимодействия всех видов речевой деятельности в процессе анализа и перевода художественного текста.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009.
  2. Василенко Т. Д., Смирнов Н. В., Дмитренко В. И. Взаимосвязь эмоционально-личностных особенностей студентов медицинского ВУЗа с коммуникативной компетентностью будущего врача // Медицинская психология в России: сетевой научный журнал. 2023. T. 15. № 3.
  3. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996.
  4. Дейкина А. Д. Аксиологические конструкты в обучении русскому языку // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. Русский язык как средство педагогического воздействия и взаимодействия в школе и вузе: материалы VII всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. М., 2024.
  5. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6.
  6. Клычникова З. Н. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. Изд-е 2-е, испр. М.: Просвещение, 1983.
  7. Курцева З. И. Роль текстов в формировании у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности // Текст, речевая культура, речевое поведение в методике преподавания русского языка: сборник материалов международной науч.-практ. конф., посвященной Году педагога и наставника (к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского), 24-25 марта 2023 г. / отв. ред.: А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина. М.: МПГУ, 2023.
  8. Леонов С. А. Интегрированный урок литературы: книга для учителей и учащихся. М.: МИГУ, 1999.
  9. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999.
  10. Мазаева И. А., Гончарова Н. В. Самостоятельное чтение студентов как основа их профессионального и личностного становления // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО: по материалам Расширенного заседания Отделения российской словесности РАО / сост. и ред. академик РАО, д. пед. н., проф., сопредседатель Научного совета по проблемам чтения Ю. П. Мелентьева. М.: ФГБУН РАН «Наука», 2024. Вып. 21.
  11. Мелентьева Ю. П. Культура чтения как интегративное качество чтения: эволюция понятия // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. К 80-летию Российской академии образования: по материалам Постоянного Круглого стола по проблемам чтения РАО / под ред. В. А. Лекторского. М.: ФГБУН «Наука» РАН, 2023. Вып. 20.
  12. Набатова Л. Б., Рехлова А. В., Бамбурова Е. А. Итоги реализации интегральной технологии обучения в условиях дистанционного проведения занятий в вузе в период пандемии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-4.
  13. Николаева Е. А. Профилизация литературы средствами межпредметной интеграции // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 8.
  14. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.
  15. Сахно Л. В., Орел В. И., Колтунцева И. В., Рыкачевская А. Г., Мишкина Т. В., Ревнова М. О., Гайдук И. М., Баирова С. В., Полищук Т. В. Обучение коммуникативным навыкам студентов медицинских вузов – мода или назревшая необходимость? (Обзор литературы и опыт преподавания) // Профилактическая медицина. 2021. Т. 24. № 4.
  16. Смирнова Л. Е. Развитие познавательной мотивации студентов на основе образно-эмоциональных учебных ситуаций: теоретико-методологический аспект: монография. Ульяновск: УлГТУ, 2010.
  17. Соколова В. А., Титова Ю. В. Интегративный подход в преподавании иностранного языка в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2021. № 10.
  18. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218).
  19. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография. Изд-е 4-е, стер. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2023.
  20. Яковлев И. П. Интегративные процессы в высшей школе. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1980.

Информация об авторах

Мазилина Дарья Андреевна

к. пед. н.

Российский научный центр хирургии имени академика Б. В. Петровского, г. Москва

Смирнова Людмила Евгеньевна

к. пед. н.

Российский научный центр хирургии имени академика Б. В. Петровского, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 января 2025.
  • Опубликована: 4 февраля 2025.

Ключевые слова

  • формирование коммуникативной компетенции у будущих врачей
  • интегративный подход
  • интеграция учебного материала по русскому и иностранному языкам
  • студенты медицинского вуза
  • development of communicative competence in future doctors
  • integrative approach
  • integration of learning material in Russian and a foreign language
  • medical students

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)