Формирование методологической компетентности будущего учителя в образовательной среде вуза на период 2025-2030 гг.: полипарадигмальный подход
Аннотация
Цель исследования – обосновать, что процесс формирования методологической компетентности с учетом полипарадигмального подхода – важный стратегический ориентир и критерий профессиональной деятельности будущего учителя на длительный период. В статье раскрыт генезис понятий «парадигма», «концепция», «подход» в исторической ретроспективе; показана роль концепции полипарадигмальности как методологической установки, допускающей интеграцию разнородных теоретических подходов для решения комплексных проблем в образовании; систематизирован понятийно-терминологический аппарат реализации полипарадигмального подхода для учета и применения в образовательно-научной практике, формирования методологической компетентности будущего учителя. Апробированы содержательные интеллектуально-развивающие модули «История полипарадигмальности», «Теоретические основы полипарадигмальности», «Практика полипарадигмальности в обучении и науке», встроенные в образовательный процесс педагогического вуза. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем описан процесс формирования методологической компетентности будущего педагога – как поэтапное освоение и применение полипарадигмальных знаний, умений и навыков, связанных с проектированием, реализацией, анализом образовательного процесса, показаны основные этапы (диагностический, теоретический, практический, рефлексивный) формирования методологической компетентности будущего учителя, построена матрица критериев, показателей оценки его методологической компетентности с учетом полипарадигмального подхода. В результате проведено структурирование основных понятий «парадигма», «концепция», «подход» в виде матрицы – как опорного конспекта для применения будущим учителем в учебной и научной практике; определены виды деятельности учителя-методолога, учителя-практика с позиции полипарадигмальности в образовании.
Источники
- Асмолов А. Г. Полипарадигмальность в образовании: теория и практика. М.: Просвещение. 2020.
- Бережнова Е. В., Краевский В. В. Парадигма науки и тенденции развития образования // Педагогика. 2007. № 1.
- Егорова Г. И. Интеллектуальная подготовка студентов технического университета как необходимое условие повышения качества обучения // Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308. № 1.
- Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2005.
- Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.
- Зимняя И. А., Мазаева И. А., Лаптева М. Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение / под ред. И. А. Зимней. М.: Аспект Пресс, 2020.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта. Рига: Эксперимент, 1995.
- Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. № 6.
- Краевский В. В. Парад парадигм (послесловие к статье Н. Л. Коршуновой) // Педагогика. 2006. № 8.
- Кривых С. В., Симакова Т. П., Гусев А. Ю., Шепель С. М. Полипарадигмальность в проектировании и реализации воспитательного процесса вуза: монография. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025.
- Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. М.: Прогресс, 1975.
- Носова Л. С., Леонова Е. А. Цифровая трансформация педагогического образования: монография. Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2021.
- Осмоловская И. М. О парадигмах в педагогике // Инновации в образовании. 2007. № 2.
- Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.
- Старикова О. Г. Полипарадигмальный подход как методологическая основа стратегического развития российского высшего образования // Образование. Наука. Инновации. 2010. № 2.
- Тряпицына А. П. Построение содержания дисциплины «Педагогика» в контексте стандарта высшего профессионального образования третьего поколения // Педагогика. 2010. № 5.
- Шиянов Е. Н., Ромаева Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. № 9.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 21 марта 2025.
- Опубликована: 17 апреля 2025.
Ключевые слова
- полипарадигмальность
- полипарадигмальный подход
- принцип полипарадигмальности
- будущий учитель
- этапы формирования методологической компетентности
- среда вуза
- polyparadigmaticity
- polyparadigmatic approach
- principle of polyparadigmaticity
- future teacher
- stages of developing methodological competence
- university environment
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»