• Научная статья
  • 17 апреля 2025
  • Открытый доступ

Формирование методологической компетентности будущего учителя в образовательной среде вуза на период 2025-2030 гг.: полипарадигмальный подход

Аннотация

Цель исследования – обосновать, что процесс формирования методологической компетентности с учетом полипарадигмального подхода – важный стратегический ориентир и критерий профессиональной деятельности будущего учителя на длительный период. В статье раскрыт генезис понятий «парадигма», «концепция», «подход» в исторической ретроспективе; показана роль концепции полипарадигмальности как методологической установки, допускающей интеграцию разнородных теоретических подходов для решения комплексных проблем в образовании; систематизирован понятийно-терминологический аппарат реализации полипарадигмального подхода для учета и применения в образовательно-научной практике, формирования методологической компетентности будущего учителя. Апробированы содержательные интеллектуально-развивающие модули «История полипарадигмальности», «Теоретические основы полипарадигмальности», «Практика полипарадигмальности в обучении и науке», встроенные в образовательный процесс педагогического вуза. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем описан процесс формирования методологической компетентности будущего педагога – как поэтапное освоение и применение полипарадигмальных знаний, умений и навыков, связанных с проектированием, реализацией, анализом образовательного процесса, показаны основные этапы (диагностический, теоретический, практический, рефлексивный) формирования методологической компетентности будущего учителя, построена матрица критериев, показателей оценки его методологической компетентности с учетом полипарадигмального подхода. В результате проведено структурирование основных понятий «парадигма», «концепция», «подход» в виде матрицы – как опорного конспекта для применения будущим учителем в учебной и научной практике; определены виды деятельности учителя-методолога, учителя-практика с позиции полипарадигмальности в образовании.

Источники

  1. Асмолов А. Г. Полипарадигмальность в образовании: теория и практика. М.: Просвещение. 2020.
  2. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Парадигма науки и тенденции развития образования // Педагогика. 2007. № 1.
  3. Егорова Г. И. Интеллектуальная подготовка студентов технического университета как необходимое условие повышения качества обучения // Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308. № 1.
  4. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2005.
  5. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.
  6. Зимняя И. А., Мазаева И. А., Лаптева М. Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение / под ред. И. А. Зимней. М.: Аспект Пресс, 2020.
  7. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта. Рига: Эксперимент, 1995.
  8. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. № 6.
  9. Краевский В. В. Парад парадигм (послесловие к статье Н. Л. Коршуновой) // Педагогика. 2006. № 8.
  10. Кривых С. В., Симакова Т. П., Гусев А. Ю., Шепель С. М. Полипарадигмальность в проектировании и реализации воспитательного процесса вуза: монография. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025.
  11. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. М.: Прогресс, 1975.
  12. Носова Л. С., Леонова Е. А. Цифровая трансформация педагогического образования: монография. Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2021.
  13. Осмоловская И. М. О парадигмах в педагогике // Инновации в образовании. 2007. № 2.
  14. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.
  15. Старикова О. Г. Полипарадигмальный подход как методологическая основа стратегического развития российского высшего образования // Образование. Наука. Инновации. 2010. № 2.
  16. Тряпицына А. П. Построение содержания дисциплины «Педагогика» в контексте стандарта высшего профессионального образования третьего поколения // Педагогика. 2010. № 5.
  17. Шиянов Е. Н., Ромаева Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. № 9.

Информация об авторах

Егорова Галина Ивановна

д. пед. н., проф.

Сургутский государственный педагогический университет

Ионина Наталья Геннадьевна

к. биол. н., доц.

Лянторский нефтяной техникум, филиал Югорского государственного университета

Чабарова Бибинур Мутовна

к. пед. н.

Тобольский педагогический институт имени Д. И. Менделеева, филиал Тюменского государственного университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 марта 2025.
  • Опубликована: 17 апреля 2025.

Ключевые слова

  • полипарадигмальность
  • полипарадигмальный подход
  • принцип полипарадигмальности
  • будущий учитель
  • этапы формирования методологической компетентности
  • среда вуза
  • polyparadigmaticity
  • polyparadigmatic approach
  • principle of polyparadigmaticity
  • future teacher
  • stages of developing methodological competence
  • university environment

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)