• Научная статья
  • 2 июня 2025
  • Открытый доступ

Моделирование процесса развития речевой компетенции будущих педагогов на занятии по английскому языку с применением цифровых образовательных ресурсов в дистанционном формате

Аннотация

Целью исследования выступает проектирование педагогической модели развития речевой компетенции будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. В статье рассмотрены основные нормативно-правовые документы, определяющие правовые основы реализации дистанционных образовательных технологий в Российской Федерации, а также выявлены особенности развития речевой компетенции студентов в контексте неконтактного взаимодействия участников учебного процесса. Научная новизна исследования заключается в том, что на основании анализа современных трендов в цифровизации высшего образования и систематизации опыта отечественных и зарубежных исследователей в области развития иноязычной коммуникативной компетенции была разработана педагогическая модель развития речевой компетенции будущих педагогов на занятии по иностранному (английскому) языку с применением дистанционных технологий на примере профиля «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (русский язык и иностранный (английский) язык)». В результате исследования был осуществлен отбор оптимального содержания структурных компонентов педагогической модели развития речевой компетенции студентов с помощью цифровых образовательных ресурсов.

Источники

  1. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007.
  2. Боголепова С. В., Шадрова Е. В. Методология обучения иностранному языку в вузе: реализация ФГОС ВПО // Преподаватель XXI век. 2015. № 2.
  3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2006.
  4. Заводчикова Н. И., Быкова И. А. Уточнение системы принципов обучения дисциплинам методической направленности в условиях цифровой трансформации высшего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2020. № 4. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-166-173
  5. Зенкина С. В., Герасимова Е. К. Формирование цифровых компетенций у студентов, получающих педагогическое образование // Стандарты и мониторинг в образовании. 2021. Т. 9. № 4. https://doi.org/10.12737/1998-1740-2021-9-4-17-22
  6. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985.
  7. Козлов О. А., Новикова И. В., Мацуй Н. В., Положенцева И. В. Развитие смешанного обучения в образовательных организациях высшего образования в условиях цифровой трансформации образования // Современное педагогическое образование. 2022. № 4.
  8. Куликова Е. В. Метод проектов и технология портфолио при формировании иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 3.
  9. Кулькова М. А. Развитие коммуникативной компетенции с помощью дистанционных технологий на занятиях по английскому языку в вузе посредством интерактивной образовательной платформы EdVibe // Научное наследие В. А. Богородицкого и современный вектор исследований Казанской лингвистической школы. 2022. Т. 1.
  10. Мельникова А. Ю. Критерии оценивания результатов проектной практики иностранных студентов-филологов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 7. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-7-79-86
  11. Мухаметзянов И. Ш. Организационно-управленческие проблемы смешанного и гибридного обучения // Педагогический опыт. 2022. Т. 37. № 4. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-4-19-24
  12. Ноздрякова Е. В. Принцип интерактивности в образовании: ретроспективный обзор педагогической теории и практики // Вестник Костромского государственного университета. 2016. № 3.
  13. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. М.: Русский язык. Курсы, 2010.
  14. Приоритеты и модели цифровизации педагогического образования / под ред. Г. И. Кирилловой, В. К. Власовой. Казань: Издательство Казанского университета, 2022. Роберт И. В. Модели замещения реальной коммуникации на виртуальную в цифровой образовательной среде // Цифровая трансформация образования и науки: отечественный и зарубежный опыт: сборник материалов научно-практической конференции. ЧУ "Издательство АЭО"; Университет Евразийского экономического сообщества, 2024.
  15. Филиппова О. В. Развитие вторичной языковой личности как фактор успешного обучения иностранных студентов в российском вузе // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 4. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.641-655
  16. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986.
  17. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. М.: Академия, 2015.
  18. Якушева М. В. Методология и методика оценки результатов проектной деятельности в иноязычном образовании // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2019. № 2.
  19. Palmer S., Bachman F. The construct validation of some components of communicative proficiency // TESOL Quarterly. 1982. № 16. https://doi.org/10.2307/3586464
  20. Richards J. Approaches and methods in language teaching. 3rd edition. Cambridge, 2016. https://doi.org/10.4324/9781315716893-9
  21. Savignon S.Interpreting communicative language teaching: contexts and concerns in teaching education. Yale University press, 2002. https://doi.org/10.1515/iral.2003.010
  22. Suvorova S. L., Khilchenko T. V., Olar Yu. V. The implementation of distance technologies of learning a foreign language as a condition of innovation of the educational strategies of a university // Bulletin of the South Ural university. 2021. Vol. 13. № 3. https://doi.org/10.14529/ped210308

Информация об авторах

Гарифуллин Айрат Фаргатович

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 апреля 2025.
  • Опубликована: 2 июня 2025.

Ключевые слова

  • речевая компетенция
  • педагогическая модель развития речевой компетенции
  • цифровой образовательный ресурс
  • дистанционные образовательные технологии
  • speech competence
  • pedagogical model for the development of speech competence
  • digital educational resource
  • distance educational technologies

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)