Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущего классного руководителя к ценностно-смысловому взаимодействию с семьей школьника
Аннотация
Целью данного исследования является выявление и определение педагогических условий, способствующих эффективному ценностно-смысловому взаимодействию классного руководителя с семьей школьника, что, в свою очередь, благоприятствует формированию готовности будущих педагогов к выполнению данной функции. Успешность образовательной траектории ребенка во многом определяется качеством взаимодействия классного руководителя и семьи. Данная научная работа посвящена проблеме готовности будущих педагогов к построению продуктивных, построенных на взаимном доверии и понимании отношений с родителями учащихся. Центральное место в исследовании занимает концепция ценностно-ориентированного взаимодействия, подразумевающего совместную работу, основанную на разделении ключевых целей воспитания и обучения ребенка. Взаимопонимание достигается через согласование педагогических и семейных подходов при учете индивидуальных ценностей и убеждений каждой стороны. Статья представляет анализ существующих проблем в этой области, рассматривая факторы, препятствующие эффективному взаимодействию, и разрабатывая практические рекомендации по совершенствованию подготовки будущих классных руководителей. Авторы изучают механизмы формирования у студентов-педагогов компетенций, необходимых для успешного сотрудничества с родителями и интеграции семейного воспитания в школьную жизнь. Новизна данного исследования заключается в детальной разработке педагогических предпосылок, требующихся для формирования у будущих руководителей классов профессиональной способности к ценностно-ориентированному взаимодействию с семьей ученика. Результаты исследования направлены на решение проблем формирования профессиональной компетентности педагогов в условиях современного образования.
Источники
- Барышников Е. Н. Ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения: дисс. … к. пед. н. СПб., 1999.
- Бичанина Т. В., Аксёнова А. В. Проблема детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе // Вопросы науки и образования. 2021. № 4 (129).
- Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3.
- Бурая Л. В. Новые условия для творческой самореализация учителя // Образование и саморазвитие. 2012. № 3 (31).
- Воробей В. И. Формирование у студентов педагогических институтов умений и навыков организации воспитательной работы с учащимися в процессе непрерывной педагогической практики: дисс. … д. пед. н. К., 1999.
- Воскрекасенко О. А., Дунаева О. В. Взаимодействие семьи и школы как институтов воспитания: моделирование процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4. https://doi.org/10.24158/spp.2020.4.17
- Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школ. Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999.
- Данилушкин А. Ю., Кашицын А. М., Сорокопуд Ю. В., Редькина Л. И. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов – будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-495-141-143
- Ермакова С. Д. Ребёнок, родители и учитель: как избежать проблем во взаимодействии? // Начальная школа + до и после. 2003. № 4.
- Ерошенкова Е. И. Формирование профессионально-ценностной установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой группы: дисс. … к. пед. н. Белгород, 2008.
- Журавлева О. П. Воспитание профессионально значимых качеств будущего педагога в образовательном процессе вуза: дисс. … к. пед. н. Красноярск, 2012.
- Иванова В. И. Акмеологическая концепция формирования образовательной среды подготовки специалистов: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2009.
- Исаев И. Ф., Маматова С. И. Ценности и приоритеты подготовки классного руководителя к воспитательной работе в школе // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы XII международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В. А. Сластенина. М., 2022.
- Исаев И. Ф., Судакова С. С. Профессиональная готовность будущего классного руководителя к взаимодействию с семьей обучающегося: теоретический аспект // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 2 (67). https://doi.org/10.25683/VOLBI.2024.67.950
- Кормакова В. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий: автореф. дисс. … д. пед. н. Белгород, 2013.
- Кравцов Г. Г. Проблемы взаимосвязи обучения и развития // Педагогическое мышление: направления, проблемы, поиски: коллективная монография. М.: Русское слово – учебник, 2015.
- Красницкая Е. С. Психолого-педагогический подход к проблеме личностного развития педагогов в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 4 (41).
- Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. СПб., 1995.
- Курбатов А. В., Курбатова Л. А. Ценностно-смысловая парадигма воспитания // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.
- Маркина Л. Н. Классный руководитель: миссия, приоритеты, проблемы (по материалам областного конкурса классных руководителей) // Воспитание в современной образовательной среде: материалы II региональной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 25 апреля 2013 года) / науч. ред. С. В. Тарасов. СПб.: ЛОИРО, 2013.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
- Марченко И. С. Партнерство семьи и школы как фактор успешного обучения и воспитания детей // Педагогическая наука и практика. 2021. № 1 (31).
- Мищенко А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1992.
- Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. М., 2009.
- Овсянникова Е. А. Формирование готовности будущих учителей начальной школы к профессионально-педагогическому общению: дисс. … к. пед. н. Магнитогорск, 2006.
- Позднякова Т. Н. Формирование гендерной идентичности подростка из неполной семьи во взаимодействии со школой: автореф. дисс. … к. пед. н. Белгород, 2020.
- Праздникова Г. З. Формирование ценностных ориентаций подростков на основе педагогических идей Д. С. Лихачева: дисс. … к. пед. н. Тамбов, 2010.
- Сергеева Т. Н. Формирование демократических ценностных ориентаций у будущего учителя: дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2011.
- Сластёнин В. А., Мажор Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991.
- Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Ценностно-смысловое взаимодействие в процессе духовного воспитания: методологические основы // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире: сборник трудов конференции / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп, 2018. Т. II. Вып. 3.
- Сороковых Г. В., Старицына С. Г., Морозова В. И. Проблема взаимодействия классного руководителя и современных родителей в контексте профессиональной подготовки будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 9. https://doi.org/10.30853/ped20230149
- Сорокоумова С. Н., Егорова П. А., Сорокина Т. М., Щелоков С. А. Психологическая готовность будущих педагогов к воспитательной работе с подростками // Приволжский научный журнал. 2015. № 3.
- Чекалева Е. А. Самоорганизация личности обучающихся в контексте синергетического подхода // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-59-61
- Шостакович О. А. Формирование профессиональной готовности студентов университета к педагогическому взаимодействию с семьёй учащегося: автореф. дисс. … к. пед. н. Иркутск, 2000.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 6 мая 2025.
- Опубликована: 22 июня 2025.
Ключевые слова
- профессиональная готовность
- ценностно-смысловое взаимодействие
- педагогические условия
- семья школьника
- классный руководитель
- professional readiness
- value-meaningful interaction
- pedagogical conditions
- student's family
- class teacher
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»