• Научная статья
  • 22 июня 2025
  • Открытый доступ

Трансформация вектора обучения в контексте образовательных потребностей поколения «зет»: изучение русского языка как иностранного в условиях дигитализации

Аннотация

Цель статьи – обоснование целесообразности учета когнитивных и поведенческих особенностей поколения «зет» в практике обучения русскому языку как иностранному (РКИ) студентов вуза. Особое внимание уделено современным формам взаимодействия, таким как использование цифровых платформ и интерактивных технологий, которые могут быть применены для более эффективного вовлечения студентов этого поколения в учебный процесс. Научная новизна исследования заключается в лингводидактическом обосновании внедрения и использования современных приемов работы на занятиях по РКИ, ориентированных именно на потребности и интересы поколения «зет», как фактора эффективного развития и совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся. В результате обосновывается методологическая необходимость интегрирования новейших технологий в традиционные формы преподавания, способствующих комплексному обучению русскому как иностранному, что позволит не только повысить уровень владения языком, но и сформировать у студентов поколения «зет» уверенность в использовании языка в реальных жизненных ситуациях.

Источники

  1. Авдулова Т. П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. 2014. № 12.
  2. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в современном мире: материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посв. 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна / отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений.
  3. Анопочкина Р. Х. «Поколение z» и особенности его обучения в системе РКИ // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. № 3.
  4. Анохина Э. Н., Павлова Т. С. Технология критического мышления и проектная технология в формировании навыков говорения и письма в РКИ // Московский педагогический журнал. 2022. № 2. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-2-25-35
  5. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z» // Современная аналитика образования. 2019. № 1 (22).
  6. Васильева Л. В. Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов по проблеме персонифицированного обучения старшеклассников в период реализации ФГОС «Ступени» // Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог – 2019: коллективная монография в рамках XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» / под ред. В. В. Рубцова, Ю. М. Забродина, И. В. Дубровиной, Е. С. Романовой. М., 2019.
  7. Веретенникова А. Е. Критическое мышление поколения «цифровых аборигенов» // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2023. № 4. https://doi.org/10.51955/2312-1327_2023_4_211
  8. Гаврилова А. В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия, психология, педагогика». 2016. Т. 26. Вып. 2.
  9. Гасанова Р. Р. Методы эффективного обучения в организации внимания в учебном процессе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1.
  10. Зарубина Н. Н. Этика ответственности современной российской молодежи // Вестник Московского государственного института международных отношений. 2012. № 6.
  11. Ивакина Е. Г., Панин О. Ю., Широков Ю. А. Когнитивные особенности новых поколений студентов как причина изменения подходов к методологии обучения // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. https://doi.org/10.17513/spno.30611
  12. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М. - Новочеркасск: МАПДО; НОК, 2011.
  13. Козырева Г. И., Колупаева Е. А., Книга М. Д., Собкалова М. И. К вопросу обучения поколения Z // Образование и право. 2023. № 1. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-1-77-80
  14. Кулакова А. Б. Поколение z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). https://doi.org/10.15838/tdi.2018.2.42.6
  15. Нечаев Н. Н., Дурнева Е. Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1.
  16. Нечина Е. Н. Приемы и методы, позволяющие учитывать особенности студентов поколения Z при обучении иностранным языкам // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104).
  17. Оберемко Т. В. Когнитивные особенности современных студентов – миф или реальность // Образование и право. 2020. № 5. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10527
  18. Петросян Л. В. Преподавание РКИ в университете: современные вызовы и тенденции // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 10-2. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-10-241-249
  19. Полевая Н. М., Ситникова В. В. Актуализация образовательного процесса высшей школы с учетом Z // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2024. № 1 (46).
  20. Сапа А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Продуктивная педагогика. 2015. № 8 (56).
  21. Селина Л. А. Особенности когнитивной сферы у поколения Z // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 12-2 (99). https://doi.org/10.24412/2500-1000-2024-12-2-298-300
  22. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.
  23. Тазов П. Ю. Вопросы цифрового обучения и методы повышения эффективности обучения цифрового поколения в условиях цифровой среды // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 6-2. https://doi.org/10.17513/snt.38121
  24. Филиппова Е. С., Старикова Д. Д. Анализ особенности обучения поколения Z // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 8-2 (95).
  25. Хэтти Джон А. С. Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 миллионов школьников. М.: Национальное образование, 2024.
  26. Якимова З. В., Масилова М. Г. Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 4 (21).
  27. Foehr U. G. Media multitasking among American youth: Prevalence, predictors, and pairings (Report No. 7592). Menlo Park: Kaiser Family Foundation, 2006.
  28. Giray L. Meet the centennials: Understanding the generation Z students // International Journal of Sociologies and Anthropologies Science Reviews. 2022. Т. 2. № 4.
  29. Hendrastomo G., Januarti N. E. The Characteristics of Generation Z Students and Implications for Future Learning Methods // Jurnal Kependidikan: Jurnal Hasil Penelitian Dan Kajian Kepustakaan Di Bidang Pendidikan, Pengajaran Dan Pembelajaran. 2023. Т. 9. № 2. https://doi.org/10.33394/jk.v9i2.7745
  30. Hoover E. The Millennial Muddle: How stereotyping students became a thriving industry and a bundle of contradictions // The Chronicle of Higher Education. 2009. https://www.chronicle.com/article/The-Millennial-Muddle-How/48772/
  31. Kirschner P., De Bruyckere P. The myths of the digital native and the multitasker // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 67. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.06.001
  32. Ryndak V. G., Saldaeva O. V. Students from generation z: Trends in education and development // International Journal of Innovation. 2020. Т. 12. № 3.

Информация об авторах

Бабенко Анна Владимировна

к. пед. н.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва

Семенова Дарья Юриевна

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 мая 2025.
  • Опубликована: 22 июня 2025.

Ключевые слова

  • поколение «зет» (Z)
  • русский язык как иностранный
  • методика преподавания
  • когнитивные и поведенческие особенности
  • традиционные и интерактивные формы работы
  • Generation Z
  • Russian as a Foreign Language
  • teaching methodology
  • cognitive and behavioral characteristics
  • traditional and interactive forms of work

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)