Трансформация вектора обучения в контексте образовательных потребностей поколения «зет»: изучение русского языка как иностранного в условиях дигитализации
Аннотация
Цель статьи – обоснование целесообразности учета когнитивных и поведенческих особенностей поколения «зет» в практике обучения русскому языку как иностранному (РКИ) студентов вуза. Особое внимание уделено современным формам взаимодействия, таким как использование цифровых платформ и интерактивных технологий, которые могут быть применены для более эффективного вовлечения студентов этого поколения в учебный процесс. Научная новизна исследования заключается в лингводидактическом обосновании внедрения и использования современных приемов работы на занятиях по РКИ, ориентированных именно на потребности и интересы поколения «зет», как фактора эффективного развития и совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся. В результате обосновывается методологическая необходимость интегрирования новейших технологий в традиционные формы преподавания, способствующих комплексному обучению русскому как иностранному, что позволит не только повысить уровень владения языком, но и сформировать у студентов поколения «зет» уверенность в использовании языка в реальных жизненных ситуациях.
Источники
- Авдулова Т. П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. 2014. № 12.
- Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в современном мире: материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посв. 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна / отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений.
- Анопочкина Р. Х. «Поколение z» и особенности его обучения в системе РКИ // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. № 3.
- Анохина Э. Н., Павлова Т. С. Технология критического мышления и проектная технология в формировании навыков говорения и письма в РКИ // Московский педагогический журнал. 2022. № 2. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-2-25-35
- Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z» // Современная аналитика образования. 2019. № 1 (22).
- Васильева Л. В. Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов по проблеме персонифицированного обучения старшеклассников в период реализации ФГОС «Ступени» // Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог – 2019: коллективная монография в рамках XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» / под ред. В. В. Рубцова, Ю. М. Забродина, И. В. Дубровиной, Е. С. Романовой. М., 2019.
- Веретенникова А. Е. Критическое мышление поколения «цифровых аборигенов» // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2023. № 4. https://doi.org/10.51955/2312-1327_2023_4_211
- Гаврилова А. В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия, психология, педагогика». 2016. Т. 26. Вып. 2.
- Гасанова Р. Р. Методы эффективного обучения в организации внимания в учебном процессе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1.
- Зарубина Н. Н. Этика ответственности современной российской молодежи // Вестник Московского государственного института международных отношений. 2012. № 6.
- Ивакина Е. Г., Панин О. Ю., Широков Ю. А. Когнитивные особенности новых поколений студентов как причина изменения подходов к методологии обучения // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. https://doi.org/10.17513/spno.30611
- Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М. - Новочеркасск: МАПДО; НОК, 2011.
- Козырева Г. И., Колупаева Е. А., Книга М. Д., Собкалова М. И. К вопросу обучения поколения Z // Образование и право. 2023. № 1. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-1-77-80
- Кулакова А. Б. Поколение z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). https://doi.org/10.15838/tdi.2018.2.42.6
- Нечаев Н. Н., Дурнева Е. Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1.
- Нечина Е. Н. Приемы и методы, позволяющие учитывать особенности студентов поколения Z при обучении иностранным языкам // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104).
- Оберемко Т. В. Когнитивные особенности современных студентов – миф или реальность // Образование и право. 2020. № 5. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10527
- Петросян Л. В. Преподавание РКИ в университете: современные вызовы и тенденции // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 10-2. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-10-241-249
- Полевая Н. М., Ситникова В. В. Актуализация образовательного процесса высшей школы с учетом Z // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2024. № 1 (46).
- Сапа А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Продуктивная педагогика. 2015. № 8 (56).
- Селина Л. А. Особенности когнитивной сферы у поколения Z // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 12-2 (99). https://doi.org/10.24412/2500-1000-2024-12-2-298-300
- Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.
- Тазов П. Ю. Вопросы цифрового обучения и методы повышения эффективности обучения цифрового поколения в условиях цифровой среды // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 6-2. https://doi.org/10.17513/snt.38121
- Филиппова Е. С., Старикова Д. Д. Анализ особенности обучения поколения Z // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 8-2 (95).
- Хэтти Джон А. С. Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 миллионов школьников. М.: Национальное образование, 2024.
- Якимова З. В., Масилова М. Г. Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 4 (21).
- Foehr U. G. Media multitasking among American youth: Prevalence, predictors, and pairings (Report No. 7592). Menlo Park: Kaiser Family Foundation, 2006.
- Giray L. Meet the centennials: Understanding the generation Z students // International Journal of Sociologies and Anthropologies Science Reviews. 2022. Т. 2. № 4.
- Hendrastomo G., Januarti N. E. The Characteristics of Generation Z Students and Implications for Future Learning Methods // Jurnal Kependidikan: Jurnal Hasil Penelitian Dan Kajian Kepustakaan Di Bidang Pendidikan, Pengajaran Dan Pembelajaran. 2023. Т. 9. № 2. https://doi.org/10.33394/jk.v9i2.7745
- Hoover E. The Millennial Muddle: How stereotyping students became a thriving industry and a bundle of contradictions // The Chronicle of Higher Education. 2009. https://www.chronicle.com/article/The-Millennial-Muddle-How/48772/
- Kirschner P., De Bruyckere P. The myths of the digital native and the multitasker // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 67. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.06.001
- Ryndak V. G., Saldaeva O. V. Students from generation z: Trends in education and development // International Journal of Innovation. 2020. Т. 12. № 3.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 мая 2025.
- Опубликована: 22 июня 2025.
Ключевые слова
- поколение «зет» (Z)
- русский язык как иностранный
- методика преподавания
- когнитивные и поведенческие особенности
- традиционные и интерактивные формы работы
- Generation Z
- Russian as a Foreign Language
- teaching methodology
- cognitive and behavioral characteristics
- traditional and interactive forms of work
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»