• Научная статья
  • 16 апреля 2024
  • Открытый доступ

Домашний эксперимент как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса физики основной школы

Аннотация

Современный личностно ориентированный процесс образования, развивающий учеников нравственно и интеллектуально, эффективно реализуется в рамках проблемного обучения. В случае преподавания курса физики основной школы активная познавательная деятельность учеников должна быть организована с учётом основного научного метода науки физики – экспериментального метода. Цель исследования – обосновать необходимость конструирования дидактических материалов для проведения домашнего эксперимента как элемента системы средств практической реализации проблемного изучения курса физики основной школы. Научная новизна исследования заключается в предложении повысить статус дидактического приёма активизации познавательной деятельности учащихся «домашнее экспериментирование», включив соответствующий дидактический материал в программу основного общего образования предмета «Физика» (базовый уровень). В результате были внесены изменения в программу основного общего образования предмета «Физика» (базовый уровень) и опубликован ее новый вариант (Андрюшечкин С. М. Программа основного общего образования предмета «Физика» (базовый уровень). Изд-е 2-е, перераб. и доп. М., 2024).

Источники

  1. Актуальные проблемы методологии педагогических и психологических исследований в образовании: коллективная монография / под ред. Е. В. Лопановой. Омск, 2022.
  2. Андрюшечкин С. М. Дидактический комплекс проблемного обучения: теория, модель, практическая реализация: монография. М., 2018.
  3. Андрюшечкин С. М. Изучение влияния характера дидактических средств на развитие диалектического мышления учащихся // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2023. Т. 17. № 1.
  4. Андрюшечкин С. М. Исследование эффективности применения эмпирического метода «опытно-инновационная работа» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15. № 2.
  5. Бунеев Р. Н. Образовательная система нового поколения. Теория и практика: монография. М., 2009.
  6. Дементьева Е. С. Домашние физические эксперименты // Физика в школе. 2010. № 2.
  7. Долгая О. Е., Тагунова И. А. Домашняя работа в школе: опыт разных стран // Школьные технологии. 2022. № 2.
  8. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика: статьи и выступления. М., 1987.
  9. Касавин И. Т. Проблема как форма знания // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. 22. № 4.
  10. Лебедева О. В. Учебно-исследовательская деятельность при обучении физике в школе: проектирование и организация: монография. Н. Новгород, 2018.
  11. Новиков А. М. Методология образования. Изд-е 2-е. М., 2006.
  12. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М., 2004.
  13. Объедков Е. С., Поваляев О. А. Физическая микролаборатория. М., 2001.
  14. Сауров Ю. А. Построение постнеклассической методики обучения физике: методологический и методический синтез: монография. Киров, 2022.
  15. Труды высочайше учреждённой комиссии по вопросу об улучшениях в средней общеобразовательной школе. СПб., 1900. Вып. I. Журналы комиссии.
  16. Харламенко И. В. Активизация образовательного процесса за счёт применения активных и интерактивных методов обучения // Языковой дискурс в социальной практике: сборник науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. Тверь, 2017.
  17. Элементарный учебник физики: уч. пособие: в 3-х т. М., 2022. Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика / под ред. Г. С. Ландсберга.

Информация об авторах

Андрюшечкин Сергей Михайлович

к. пед. н.

Омская гуманитарная академия

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 марта 2024.
  • Опубликована: 16 апреля 2024.

Ключевые слова

  • активизация познавательной деятельности
  • проблемное обучение физике
  • дидактический комплекс по физике
  • домашний эксперимент в школьном курсе физики
  • enhancement of cognitive activity
  • problem-based physics learning
  • didactic complex for physics
  • home experiment in the school physics course

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)