• Научная статья
  • 19 апреля 2024
  • Открытый доступ

Практики телевизионного медиавоспитания семейных ценностей в Китайской Народной Республике

Аннотация

Цель исследования – обобщение китайского опыта популяризации семейных ценностей посредством медиавоспитания для изучения возможности экстраполяции идей, содержания и структуры китайского телевизионного медиаконтента в отечественных условиях. В статье представлен анализ китайских телевизионных программ, направленных на актуализацию семейных ценностей. Описано и типологизировано содержание китайских телевизионных передач семейной тематики согласно ретранслируемым ценностным категориям родительства, родства, супружества, соседства и совместного хозяйства, представленным в исследованиях. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые конкретизировано содержание медиавоспитания семейным ценностям зрительской аудитории на основе китайских телевизионных программ о семье. Определены социокультурная специфика и доминантные семейные ценности китайских телевизионных передач. В результате было выявлено, что наибольшее количество передач центральных и региональных телевизионных каналов, а также основных каналов интернет-вещания направлено на формирование у зрительской аудитории ценностей родительства, родства и супружества, что обусловлено социальным заказом общества и государственной политикой КНР. Семейно-ориентированный телевизионный контент обеспечивает относительно контролируемую социализацию членов общества посредством приобщения к ценностям семейной жизни в современных социокультурных условиях Китая, детерминированных увеличением значения многодетности, сыновней почтительности, ответственного родительства, супружеских отношений, развития личности в семье.

Источники

  1. Абрамов А. П., Лю Ц. Современные и традиционные семейные ценности межпоколенного взаимодействия в России и Китае // Социологические исследования. 2022. № 2.
  2. Бегалинов А. С. Социально-философский анализ медиавоспитания: автореф. дисс. … к. филос. н. Красноярск, 2015.
  3. Ван Е. Новая демографическая политика трехдетности в Китае // ДЕМИС. Демографические исследования. 2023. № 3.
  4. Евдокимова Е. В., Серикова Д. С. Сайт как площадка для реализации медиаобразовательных проектов, популяризирующих семейные ценности (на примере сайта благотворительного фонда «Солнечный город») // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций: материалы II международной научной конференции. Таганрог, 2020.
  5. Концепция воспитания человека в Российской Федерации. Проект / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. 2022. https://ost101.narod.ru/2022_Doktrina_4izd.pdf
  6. Крылова Е. Л. Формирование патриотического сознания студентов вузов средствами медиавоспитания: автореф. дисс. … к. пед. н. Самара, 2019.
  7. Максимова Г. П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: автореф. дисс. … д. пед. н. Ростов н/Д, 2007.
  8. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.
  9. Сосновская Н. И. Педагогическое понимание концепта «семейные ценности» (на примере России и Китая) // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 1.
  10. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д: Изд-во ЦВВР, 2001.
  11. 柯文. 传承中国式家庭价值观 // 人民日报. 2016. № 13 (Кэ Вэнь. Наследование китайских семейных ценностей // Жэньминь жибао. 2016. № 13).
  12. 何攀文. 文化类综艺节目的思想政治教育价值研究: 硕士学位论. 重庆文, 2022 (Хэ Паньвэн. Исследование идейно-политического воспитательного значения развлекательных шоу о культуре: дисс. … маг. полит. н. Чунцин, 2022).
  13. 徐圣杰. 电视综艺节目中的青少年教育——兼评湖南卫视《少年说》 // 教育艺术. 2019. № 12 (Сюй Шэнцзе. Воспитание молодежи в телешоу. Комментарии к передаче «Говорит молодежь» спутникового телевидения провинции Хунань // Искусство воспитания. 2019. № 12).
  14. 裴斐斐. 论“清流综艺”与高校思想政治教育的融合 // 吕梁学院学报. 2020. № 4 (Пей Фейфей. Об интеграции «нравственных шоу» и идейно-политического воспитания в колледжах и университетах // Журнал Лулянского университета. 2020. № 4).
  15. 张科. 文化综艺节目思想政治教育功能探析——以《经典咏流传》为例 // 中学政治教学参考. 2018. № 36 (Чжан Кэ. Анализ идейно-политической воспитательной функции культурных программ на примере «Сказания о классике» // Политика в школе. Учебные материалы. 2018. № 36).
  16. 胡美如. 改革开放40年电视综艺节目对开展青少年校外教育活动的启示 // 河北青年管理干部学院学报. 2019. № 2 (Ху Мейжу. Телевизионные эстрадные программы в развитии внеклассной образовательной деятельности молодежи в период политики реформ и открытости // Журнал Академии управления молодых кадров провинции Хубэй. 2019. № 2).
  17. 马梦迪. 亲子教育类综艺节目的创新性表达——以《亲爱的小课桌》为例 // 今传媒 (学术版) 2021. № 12 (Ма Мэнди. Инновационное значение развлекательных шоу для родителей и детей на примере «Любимого письменного столика» // Сегодняшние СМИ (научное издание). 2021. № 12).

Информация об авторах

Сосновская Надежда Игоревна

Красноярский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 марта 2024.
  • Опубликована: 19 апреля 2024.

Ключевые слова

  • популяризация семейных ценностей
  • медиавоспитание
  • семейно-ориентированный телевизионный контент
  • китайский телевизионный медиаконтент
  • ценностные категории семьи
  • popularization of family values
  • media education
  • family-oriented television content
  • Chinese television media content
  • family value categories

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)