• Original research article
  • March 12, 2020
  • Open access

Formative Assessment as a Technique to Develop Schoolchildren’s Educational Autonomy

Abstract

The article discusses conceptual principles and a didactic potential of alternative assessment, in particular, formative assessment aimed to develop learners’ educational autonomy. Advantages and shortcomings of summative and formative approaches to assessment are identified. Foreign and domestic methodologies to develop learners’ educational autonomy are compared. The experiment results testify the efficiency of the formative assessment technique in achieving meta-subject results at secondary school Biology lessons.

References

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
  2. Бермус А. Г. Методология модернизации образования: опыт осмысления // Credo new. 2008. № 1.
  3. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. 2014. № 1. C. 171-175.
  4. Груздева Е. Л. Формирующее оценивание на уроках биологии // Педагогическая мастерская. Все для учителя! 2016. № 2 (62). С. 5-8.
  5. Ефремова Н. Ф. Гарантия качества компетентностного обучения в надежности оценки достижений обучающихся // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 1161-1166.
  6. Ефремова Н. Ф. Учебные достижения как объект тестирования и показатель качества в образовании // Вопросы тестирования в образовании. 2004. № 9. С. 39-50.
  7. Зацепина Т. В. Технология проблемного обучения на уроках биологии // Педагогические практики использования эффективных форм и методов работы с учащимися в образовательных организациях Липецкой области, реализующих программы перехода школ в эффективный режим функционирования / под ред. Н. Б. Жестеревой, Л. И. Неплюевой. Липецк: ИРО, 2018. С. 89-101.
  8. Землянская Е. Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 50-58.
  9. Игнатович С. С., Игнатович В. К., Галушко И. Г. Образовательная самостоятельность современных старшеклассников: опыт эмпирического исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 3 (15). С. 34-43. DOI: 10.15393/j5.art.2016.3186.
  10. Игнатьева Е. Ю. Оценивание образовательных результатов школьников как обучающая стратегия // Непрерывное образование: XXI век. 2018. Вып. 3 (23). С. 71-83. DOI: 10.15393/j5.art.2018.4067.
  11. Ильязова Л. М., Дружинина А. В. Использование формирующего оценивания на уроках химии // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 5. С. 19-23.
  12. Качакова О. А. Метапредметная направленность урока биологии - основа развития индивидуальных познавательных систем школьника [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/643649/ (дата обращения: 27.01.2020).
  13. Кладова И. С. Развитие саморегулируемого обучения в процессе обучения письменному высказыванию на уроках английского языка // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С. 89-95.
  14. Корнилова А. А., Гурбич А. В. Внедрение критериальной системы оценивания учебных достижений учащихся на уроке биологии в 9 классе // European Science. 2017. № 9 (31). С. 44-48.
  15. Косикова С. В., Косолапова Л. А. Непрерывность развития учебной самостоятельности школьника как критерий преемственности образовательной системы школы // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 58-70.
  16. Нилова Н. В. Использование приемов формирующего оценивания для развития УУД школьников на уроках биологии // Современные проблемы медицины и естественных наук: сб. статей Всерос. науч. конференции (г. Йошкар-Ола, 24-28 апреля 2017 г.). Йошкар-Ола: СТРИНГ, 2017. Вып. 6. С. 310-314.
  17. Оржековский П. А., Степанов С. Ю., Мишина И. Б. О непрерывности оценки развития у обучающихся репродуктивных и креативных мыслительных действий // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 3 (27). С. 28-39. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4964.
  18. Осадчук О. Л. Дидактическая модель саморегулируемого обучения // Образование и наука. 2008. № 8 (56). С. 3-11.
  19. Петрова О. В., Кузнецова В. А. Формирующее и суммативное оценивание как психолого-педагогическое условие диагностики сформированности личностных результатов // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2 (5). С. 75-81.
  20. Проданова Н. В. Формы педагогического оценивания и их эффекты // Актуальные вопросы современной педагогики: мат-лы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 13-15.
  21. Сташко Т. Е. Применение формирующего оценивания на занятиях биологии в условиях среднего профессионального образования // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: мат-лы III Межд. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 24 сент. 2014 г.) / ред. О. Н. Широков и др. Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. С. 166-167.
  22. Федосеев А. А. Формирующее оценивание: пристальный взгляд // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2018. Вып. 1. С. 83-85.
  23. Четвертных Т. В. Формирующее оценивание и его влияние на личностные образовательные результаты обучающихся // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (26). С. 304-312.
  24. Ambrose S. A., Bridges M. W., Lovett M. C. et al. How Learning Works: Seven Research-Based Principles for Smart Teaching. San Francisco: Jossey-Bass, 2010. 328 p.
  25. Brown G., Bull J., Pendlebury M. Assessing student learning in higher education. L.: Routledge, 1997. 321 p.
  26. Danso J. Developing students’ independent skills through the use of assessment for learning strategies: How does this affect engagement? [Электронный ресурс]. URL: https://ora.ox.ac.uk/objects/uuid:de5086c1-87da-4800-856a-3f6b28efbf61 (дата обращения: 27.01.2020).
  27. Heritage M. Formative assessment: What do teachers need to know and do? [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/44838241_Formative_Assessment_What_Do_Teachers_Need_to_Know_and_Do (дата обращения: 27.01.2020).
  28. Kulasegaram K., Rangachari P. K. Beyond “formative”: Assessments to enrich student learning // Advances in Physiology Education. 2018. № 42. P. 5-14. DOI: 10.1152/advan.00122.2017.
  29. Sadler D. R. Formative assessment and the design of instructional systems [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/article/10.1007%2FBF00117714 (дата обращения: 27.01.2020).
  30. Siegesmund A. Using self-assessment to develop metacognition and self-regulated learners [Электронный ресурс]. URL: https://academic.oup.com/femsle/article/364/11/fnx096/3814095 (дата обращения: 27.01.2020).
  31. Wong I. L. Developing independent learning skills for postgraduate students through blended learning environments // Journal of Cases on Information Technology. 2013. Vol. 15. № 1. P. 36-50.
  32. Zimmerman B. J., Bonner S., Kovach R. Developing Self-Regulated Learners. Beyond Achievement to Self-Efficacy. Washington: American Psychological Association, 1996. 147 p.

Author information

Ol'ga Nikolaevna Shapovalova

School № 97, Rostov-on-Don

Nadezhda Fedorovna Efremova

Don State Technical University, Rostov-on-Don

About this article

Publication history

  • Received: January 28, 2020.
  • Published: March 12, 2020.

Keywords

  • метапредметные результаты
  • учебная самостоятельность
  • контрольно-оценочная деятельность
  • альтернативные методы оценивания
  • формирующее оценивание
  • суммативное оценивание
  • общее образование
  • meta-subject results
  • educational autonomy
  • assessment activity
  • alternative assessment techniques
  • formative assessment
  • summative assessment
  • general education

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)