• Original research article
  • October 30, 2020
  • Open access

Competence-Based Model of Future Pilots’ and Air Traffic Controllers’ Foreign-Language Education in the Light of the Requirements of Newly Adopted Normative Legal Acts

Abstract

The paper examines the current normative-legal base with a view to identify how it satisfies modern requirements for the foreign language competence of civil pilots and air traffic controllers. The article describes a competence-based model of a university graduate of the “Aeronavigation” speciality and analyses the current Russian and international legal acts regulating airmen’s professional activity. Scientific originality of the study lies in the fact that the author reveals discrepancies between requirements of the Federal State Educational Standards and targeted outcomes of the “Aviation English” basic educational program, identifies discrepancies with the ICAO (International Civil Aviation Organization) Language Proficiency Rating Scale. The research findings are as follows: the author provides recommendations on how to eliminate these contradictions emphasizing absence of a normative base to form a list of professional competences.

References

  1. Авиационная электросвязь: международные стандарты, рекомендуемая практика и правила аэронавигационного обслуживания. Приложение 10 к Конвенции о международной гражданской авиации [Электронный ресурс]. URL: http://aerohelp.ru/sysfiles/374_33.pdf (дата обращения: 16.07.2020).
  2. Биглов Р. Р. Актуализация учебно-методической документации в связи с введением в действие профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://umo19.ru/data/documents/Biglov-R.R.-Zaedanie-FUMO-no-2.pptx (дата обращения: 16.07.2020).
  3. Дарымов Ю. П., Жидовинов А. Ф., Крыжановский Г. А. Диспетчер УВД: автоматизация взаимодействия. М.: Транспорт, 1985. 172 с.
  4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://bizlog.ru/eks/ (дата обращения: 16.07.2020).
  5. Мельниченко Н. П. Дорожная карта [Электронный ресурс]. URL: https://aviasafety.ru/33514/ (дата обращения: 16.07.2020).
  6. Мельниченко С. ИКАО: требования к владению английским языком будут усилены [Электронный ресурс]. URL: https://aviaenglish.ru/ikao-trebovaniya-k-vladeniyu-anglijskim-yazykom-budut-usileny/ (дата обращения: 16.07.2020).
  7. Мельниченко С., Станкович Д. На одном языке: история принятия английского языка в качестве средства общения при ведении радиотелефонной связи // Аэронавигация. 2012. № 1 (22). С. 44-53.
  8. Мельниченко С. А. Авиационный английский сквозь призму безопасности полётов [Электронный ресурс]. URL: https://aviasafety.ru/33511/ (дата обращения: 16.07.2020).
  9. Мельниченко С. А. Особенности языковой подготовки пилотов гражданской авиации в России // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». 2010. № 13. С. 142-150.
  10. О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.05.2015 № 122. URL: http://base.garant.ru/71001244/ (дата обращения: 16.07.2020).
  11. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта» (с изменениями на 12 февраля 2014 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902151376 (дата обращения: 16.07.2020).
  12. Образовательные программы [Электронный ресурс]. URL: http://www.uvauga.ru/education/vpo/oprog (дата обращения: 16.07.2020).
  13. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 25.03.03 Аэронавигация [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/JjM52 (дата обращения: 16.07.2020).
  14. Росавиация проведет конференцию по совершенствованию обучения английскому языку в учебных заведениях ГА и тестирования по шкале ИКАО [Электронный ресурс]. URL: https://www.aviaport.ru/digest/2020/02/17/626815.html (дата обращения: 24.06.2020).
  15. Руководство по внедрению требований ИКАО к владению языком [Электронный ресурс]. URL: http://rus.ums.rshu.ru/file1480 (дата обращения: 16.07.2020).
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 161000 Аэронавигация (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197464/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 16.07.2020).
  17. Херринг Ф. Роль изучения английского языка авиационными специалистами в предотвращении авиационных происшествий // Семинар по предотвращению СИВСП: тезисы докл. и сообщений. М.: Транспорт, 1997. С. 2-22.
  18. Шлямова А. А. Педагогические условия языковой подготовки в авиационном вузе // Инновационная наука. 2016. № 1-2 (13). С. 236-238.
  19. Языковые требования ИКАО: прогресс или пролёт? [Электронный ресурс]. URL: http://www.shpls.org/press/news/1431/view/ (дата обращения: 16.07.2020).
  20. Lamy P. ICAO study will examine the possibility of developing performance based training // ICAO Journal. 1999. Vol. 54. № 2. Р. 4-5.
  21. Nurden R. Word that killed 583 people // The European. 1997. № 3.
  22. Popa C. ICAO Language Proficiency Requirements: Occurrence, Developments and Associated Documents [Электронный ресурс] // ICAO Safety Report 2019. URL: https://www.icao.int/safety/Documents/ICAO_SR_2019_final_web.pdf (дата обращения: 16.07.2020).

Author information

Natalia Alexandrovna Lebedeva

PhD

St. Petersburg State University of Civil Aviation

About this article

Publication history

  • Received: June 28, 2020.
  • Published: October 30, 2020.

Keywords

  • компетентностная модель
  • английский язык
  • профессиональная деятельность авиаспециалистов
  • шкала оценки языковых знаний
  • авиационный вуз
  • competence-based model
  • English language
  • airmen’s professional activity
  • language proficiency rating scale
  • aviation university

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)