Psychological and Pedagogical Counselling for Secondary School Pupils during Self-Isolation Period
Abstract
The article aims to identify the areas of psychological and pedagogical counselling for secondary school pupils during the self-isolation period. The problems schoolchildren come across under long-term self-isolation are revealed. Scientific originality of the study involves identifying the areas of psychological and pedagogical counselling for secondary school pupils, taking into account changes in professional requirements for teachers/teachers-psychologists under the conditions of self-isolation. Analysing the results of a teacher survey conducted in the period of self-isolation, the authors conclude about insufficient level of a teacher’s/teacher-psychologist’s communicative competence, taking into account the potential of informational-educational environment of a secondary school. The paper argues for a systemic approach to developing teachers’ online counselling skills and competences in providing psychological and pedagogical assistance to educational process participants.
References
- Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. Изд-е 2-е, испр. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
- Большой толковый социологический словарь (Collins): в 2-х т. / пер. с англ. М.: Beчe; АСТ, 2001. Т. 1. А - О. 544 с.
- Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие. Изд-е 2-е, расширенное. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 480 с.
- Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 136 с.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1976. 398 с.
- Индексы социального самочувствия [Электронный ресурс] / Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/news/ratings/indeksy_socialnogo_samochuvstviya/ (дата обращения: 19.07.2020).
- Как построить свое «я» / под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. 136 с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 392 с.
- Копьев А. Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Консультативная психология и психотерапия. 1992. Т. 1. № 1. С. 33-48.
- Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: Институт практической психологии, 1997. 64 с.
- Манахова В. В., Грибкова О. В., Антонова М. С. Эволюция научных представлений о психолого-педагогическом консультировании в образовательной среде [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-nauchnyh-predstavleniy-o-psihologo-pedagogicheskom-konsultirovanii-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 20.07.2020).
- Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/id/1792 (дата обращения: 16.07.2020).
- О введении режима повышенной готовности (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ. URL: https://base.garant.ru/73711482/ (дата обращения: 16.07.2020).
- О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: Указ губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг. URL: https://base.garant.ru/73763345/ (дата обращения: 16.07.2020).
- Отчет о текущей ситуации по борьбе с коронавирусом. 16 июля 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://стопкоронавирус.рф/ai/doc/438/attach/2020-07-16_coronavirus_government_report.pdf (дата обращения: 16.07.2020).
- Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. Изд-е 4-е. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
- Психология развития / под ред. А. Л. Венгер. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]. URL: http://ezolib.ru/5380.html (дата обращения: 17.07.2020).
- Савина Е. А., Савенкова И. А., Эстерле А. Е., Овсянникова Е. А., Худаева М. Ю. Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. C. 1-11. DOI: 10.17759/psyedu.2017090401.
- Соколова А. А. Учебный диалог: теория и практика обучения диалогической речи детей шести-семилетнего возраста. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. 136 с.
- Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. 208 с.
- Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. - Воронеж: Институт практической психологии; НПО «МОДЭК», 1997. С. 66-86.
- White M., Epston D. Narrative Means to Therapeutic Ends. N. Y.: Norton Professional Books, 1990. 256 p.
Author information
About this article
Publication history
- Received: July 27, 2020.
- Published: October 30, 2020.
Keywords
- психолого-педагогическое консультирование
- педагог-психолог
- педагог
- коммуникативная компетентность
- режим самоизоляции
- psychological and pedagogical counselling
- teacher-psychologist
- teacher
- communicative competence
- self-isolation regime
Copyright
© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC