• Original research article
  • April 30, 2021
  • Open access

Teaching Language for Special Purposes to Foreign Students in the Process of Studying Principal Subjects

Abstract

The study aims to develop teaching methods and learning activities aimed at optimising principal disciplines study by foreign students who have not completed pre-university training in Russia. The article addresses traditions of teaching language for special purposes, the problems that currently arise among foreign students and suggests ways to solve them. Scientific novelty of the research lies in the following: the authors substantiate the need to include the process of studying principal disciplines in the linguo-didactic system of teaching language for special purposes to foreign citizens. The research findings amount to development of teaching methods and learning activities the use of which allows a subject teacher to prepare foreign students for lectures.

References

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
  2. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2002. 256 с.
  3. Андреева С. А., Князева Е. С. Соблюдение языкового режима как проявление преемственности в обучении иностранных военнослужащих на подготовительном и основных курсах // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 1. С. 221-226.
  4. Асейкина Л. С., Кашина Л. Г. Роль учебно-дидактического материала по языку специальности в формировании коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 3. С. 204-214.
  5. Буре Н. А., Быстрых М. В., Вишнякова С. А. и др. Основы научной речи: учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. СПб. - М.: Филологический факультет СПбГУ; Академия, 2003. 272 с.
  6. Головина Е. О. Инновации в современном образовании // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 74-75.
  7. Гулая Т. М., Романова С. А. Предметно-языковое интегрированное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (56). Ч. 2. C. 181-184.
  8. Есина З. И. Межпредметная координация как основа проектирования учебного процесса для получения иностранными студентами специальности // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2010. № 1. C. 13-18.
  9. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
  10. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.
  11. Кейко А. С. Текст по специальности как объект обучения иностранных учащихся (довузовский этап) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2014. № 1. С. 54-57.
  12. Крапивник Е. В. Инновационные технологии в учебно-методическом обеспечении процесса обучения иностранных студентов-филологов [Электронный ресурс] // Учёные заметки Тихоокеанского государственного университета. 2014. Т. 5. № 1. С. 98-103. URL: https://ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_12.pdf (дата обращения: 07.03.2021).
  13. Культура русской речи и эффективность общения / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М.: Наука, 1996. 441 с.
  14. Кутузова Г. И. Междисциплинарные связи в обучении иностранных студентов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 379 с.
  15. Кутузова Г. И. Проблемы подготовки иностранных студентов на занятиях по русскому языку к обучению в российских вузах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 292-301.
  16. Максимов В. И. Избранные труды (к 80-летию со дня рождения). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. 312 с.
  17. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М.: Русский язык, 1985. 128 с.
  18. Новикова М. Л. Профессионально ориентированное обучение РКИ как ведущий фактор формирования учебно-профессиональной компетенции: динамика образовательных целей и задач // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 3. С. 145-152.
  19. Останина С. А., Птицына Е. В. Особенности организации обучения иностранных студентов в вузе: проблемы и возможные пути их решения // Преподаватель XXI век. 2017. № 4. С. 142-157.
  20. Павлова В. П. Обучение конспектированию: теория и практика. М.: Русский язык, 1983. 96 с.
  21. Пронина Е. В., Жукова А. Н. Проблемы обучения иностранных дипломированных специалистов (будущих магистрантов и аспирантов) довузовского этапа подготовки научному стилю речи // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 20-21 сентября 2018 г). М.: Гос. институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2018. С. 617-625.
  22. Пугачев И. А. Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному: теория, практика, технологии. М.: РУДН, 2016. 483 с.
  23. Раннева Н. А., Донскова Л. П., Самойлова М. Б. Основные подходы к разработке учебных пособий по языку специальности на предвузовском этапе подготовки иностранных граждан // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 20-21 сентября 2018 г). М.: Гос. институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2018. С. 936-940.
  24. Рахимов Т. Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. 2010. № 4 (12). С. 123-136.
  25. Савилова С. Л., Кропоткина А. А., Кохановская Е. В., Смычкова Е. Г., Чай М. А. Дистанционное обучение иностранному языку в период пандемии на примере русского языка как иностранного: из опыта работы // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 19-21 ноября 2020 г.) / под ред. М. Г. Сороковой, Е. Г. Дозорцевой, А. Ю. Шеманова. М.: Изд-во ФГБОУ ВО «МГППУ», 2020. С. 112-123.
  26. Сафронова М. А. Образовательный потенциал учебно-профессиональной деятельности иноязычных студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. № 1. С. 89-95.
  27. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. 696 с.
  28. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста: учебное пособие. М.: КомКнига, 2006. 128 с.

Author information

Liudmila Fedorovna Krapivnik

Dr

Pacific National University, Khabarovsk

Yelena Victorovna Puchkova

Pacific National University, Khabarovsk

About this article

Publication history

  • Received: March 10, 2021.
  • Published: April 30, 2021.

Keywords

  • иностранные студенты
  • язык специальности
  • профильные дисциплины
  • лингводидактическая система обучения
  • foreign students
  • language for special purposes
  • principal subjects
  • linguo-didactic system of teaching

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)