• Original research article
  • June 30, 2021
  • Open access

Forming Pupils’ Ethno-Cultural Competence by Means of Karachay-Circassia Visual Art

Abstract

The paper justifies the ethno-pedagogical potential of the Karachay-Circassia visual art when forming ethno-cultural competence in secondary school pupils in Karachay-Circassia. The article examines pedagogical conditions of pupils’ ethno-cultural competence formation, analyses content of the authorial program, presents results of a pedagogical experiment. The researcher reveals the pedagogical potential of regional visual art, identifies pedagogical methods and techniques promoting the formation of pupils’ ethno-cultural competence, and herein lies scientific originality of the study. The findings indicate that introducing regional visual art into educational process helps to raise pupils’ national consciousness, to evoke their interest in native culture, other people’s traditions, promotes the ability to exist harmoniously in the multiethnic society.

References

  1. Алексеева В. В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание: автореф. дисс. … к. иск. М., 1967. 19 с.
  2. Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства. М.: Знание, 1973. 144 с.
  3. Байрамбеков М. М. Содержание этнокультурного образования в изучении изобразительного искусства в начальной школе в соответствии с ФГОС // Актуальные проблемы художественного образования и эстетического воспитания в контексте культуры и искусства: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Института культуры и искусств (художественно-графического факультета). Карачаевск: КЧГУ, 2018. С. 196-203.
  4. Блимготова М. И. Развитие изобразительного творчества молодежи в традиционной и современной педагогической культуре карачаево-балкарского народа. Ставрополь: СГУ, 2008. 410 с.
  5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна; вст. ст. Д. И. Фельдштейна. М. - Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1995. 352 с.
  6. Боташева Н. П. Народное искусство как фактор эстетического воспитания подростков // Искусство народов Северного Кавказа: теория и практика: материалы Региональной научной конференции / под ред. Б. Б. Кардановой. Карачаевск: КЧГУ, 2009. С. 23-26.
  7. Боташева Н. П. Поликультурная среда как социально-культурный феномен // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 3. С. 145-150.
  8. Боташева Н. П. Психофизиологические предпосылки как условие в эстетическом воспитании подростков на занятиях по изобразительному искусству // Педагогика и жизнь: межд. сб. науч. тр. / под ред. проф. И. О. Кирикова. Воронеж: ВГПУ, 2011. Вып. XVI. С. 139-150.
  9. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография: научная монография. М.: Наука, 1973. 285 с.
  10. Волков Ю. А. Работа над живописными этюдами. М.: Просвещение, 1984. 32 с.
  11. Кириченко Н. С. Декоративное рисование в системе художественного образования. Карачаевск: КЧГУ, 2016. 120 с.
  12. Командышко Е. Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход: монография. М.: ИХО РАО, 2011. 284 с.
  13. Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Долгоаршинных Н. В. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. Изд-е 5-е, перераб. М.: Дрофа, 2012. 46 c.
  14. Лопухова О. Г. Психология этнического самосознания и межкультурного общения: учебное пособие. Казань: Бриг, 2015. 124 с.
  15. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. 343 с.
  16. Нехвядович Л. И. Этнические традиции как основа художественного своеобразия современного искусства // Культурное наследие Сибири. 2013. № 14. С. 102-106.
  17. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: пособие для школьных психологов. М. - Рига: Эксперимент, 2000. 160 с.
  18. Программа «Изобразительное искусство» (с тематическим планированием уроков): начальные классы (1-4) / Мин-во образования; НИИ педагогики им. А. А. Тахо-Годи. Изд-е 2-е, перераб. Махачкала: НИИ педагогики, 2013. 80 с.
  19. Стасевич В. Н., Сорока-Росинский В. Н. Учеба, творчество, искусство. Слагаемые понятия культуры. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2014. 160 с.
  20. Ульбашева А. А. Семиотическое пространство карачаево-балкарской художественной культуры // Сборник научных работ молодых ученых КБГУ. Нальчик: КБГУ, 2001. С. 244-248.
  21. Ульбашева А. А. Этнокультурные архетипы в карачаево-балкарском искусстве // Литературная Кабардино-Балкария. 2001. № 2. С. 95-103.
  22. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2016. 175 с.
  23. Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс. М.: Мозаика-Синтез, 1996. 80 с.
  24. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1997. № 3-4. С. 12-19.

Author information

Zumat Suleimanovna Batchaeva

PhD

Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aliyev, Karachayevsk

About this article

Publication history

  • Received: May 18, 2021.
  • Published: June 30, 2021.

Keywords

  • этнокультурная компетентность
  • изобразительное искусство
  • педагогические условия
  • авторская программа
  • общеобразовательная школа
  • ethno-cultural competence
  • visual art
  • pedagogical conditions
  • authorial program
  • secondary school

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)