• Original research article
  • January 20, 2023
  • Open access

Interactive Techniques of Teaching Business Communication to Students of Technical Training Programmes in Higher Education

Abstract

The aim of the research is to demonstrate the possibilities of interactive teaching techniques in the course of studying disciplines of a communicative orientation by students of technical training programmes. The paper sheds light on the essence of the notions of “interactive teaching methods”, “interactive teaching techniques”, “interactive teaching forms”, characterises the role and advantages of interactive techniques in the educational process of higher education. Scientific novelty of the research lies in confirming the feasibility of using interactive techniques in the course of studying such general humanities disciplines as “Business Communication Ethics”, “Business Communication Basics”, “Speech Culture and Business Communication”. As a result, the technological aspects of preparation and implementation of the specific author’s interactive tasks that make it possible to form business communication skills among non-linguistic students have been developed. It has been found that the use of interactive techniques helps to motivate students’ involvement in the educational process, actualise creative activities, form teamwork skills, critical thinking skills, the skills of analysing situations of business communication, develop students’ communicative competencies related to their future professional activities.

References

  1. Базилевич С. В., Брылова Т. Б., Глухих В. Р., Левкин Г. Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. 2012. № 4 (04).
  2. Бургат В. В. Деловая игра как метод активного обучения // Сибирский торгово-промышленный журнал. 2014. № 1 (14).
  3. Дворковая М. В., Куренкова Е. А. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1-2.
  4. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование. 2011. № 4.
  5. Ермакова Т. И., Ивашкин Е. Г. Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, 2013.
  6. Закаляпина Л. А., Рясов А. А., Уваров Н. А. Использование активного метода обучения «научный стендап» и методического приема «шеринг» в преподавании теоретических дисциплин // Kant. 2018. № 3 (28).
  7. Замятина О. М., Мозгалева П. И., Соловьев М. А., Боков Л. А., Поздеева А. Ф. Технология проектно-ориентированного обучения в инженерном образовании // Высшее образование сегодня. 2013. № 12.
  8. Зиновьева Т. И., Леонович Е. Н., Белкина Ю. А. Теория и практика преподавания русского языка в учебных заведениях всех типов: коллективная монография, посвящ. 85-летию проф. М. Р. Львова. М.: Прометей, 2012.
  9. Ивлева М. Л., Саенко Н. Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. № 2.
  10. Исаева Н. В., Чирич И. В. Деловая игра как средство активизации познавательной активности и способ формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11. № 3.
  11. Ковалева А. В. Интерактивные педагогические технологии при обучении иностранных учащихся лексике русского языка: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2015.
  12. Косицына Е. Ф., Чирич И. В. Использование видеоматериалов в обучении русскому языку // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11. № 3.
  13. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, 2013.
  14. Никитин О. Д. Интеграция знаний и опыта в педагогической практике // Педагогика искусства. 2010. № 3.
  15. Привалова Г. Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.
  16. Степанов Р. Н. Поиск и модификация интерактивных приемов обучения // Педагогическое образование в России. 2015. № 5.
  17. Тимошенко Т. Е. Использование киноматериалов в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях: сб. науч. ст. / науч. ред. Т. А. Колесникова. М., 2020.
  18. Тимошенко Т. Е., Штукарева Е. Б. Использование возможностей LMS Canvas при реализации балльно-рейтинговой системы (на материале курса «Русский язык и культура речи») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 7.
  19. Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке: мат. XIV междунар. заоч. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2012.
  20. Черновол М. П., Чирич И. В., Штукарева Е. Б. Проектные технологии как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся многонациональных классов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2014. Т. 6. № 2.
  21. Штукарева Е. Б. Играем, размышляем, фантазируем на уроках русского языка как неродного // Язык как система и деятельность - 3: мат. междунар. науч. конф. Ростов н/Д, 2012.
  22. Штукарева Е. Б. Игровые олимпиадные задания как контрольно-измерительные материалы и средства мотивации к изучению русского языка // Известия Института педагогики и психологии образования. 2019. № 1.
  23. Штукарева Е. Б. Приемы обучения копирайтингу // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2022.
  24. Штукарева Е. Б. Приемы развития навыков создания авторского текста у будущего редактора // Риторические традиции и коммуникативные процессы в эпоху цифровизации: мат. XXIII междунар. науч. конф. М., 2020.
  25. Щеглова Л. В., Плужникова Н. Н., Саенко Н. Р. Интерактивные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин: в поисках современной модели обучения // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11. № 2.
  26. Якупова Я. Р. Активные формы обучения - фактор интенсификации учебного процесса. М.: Высшее образование сегодня, 2007.
  27. Karpova S. I., Chirich I. V., Avtsinova G. I., Shtukareva E. B., Ukhina T. V., Gordeeva T. A. Information and Communication Technologies in Education: Video Games as an Effective Environment for the Development of Self-Directed Learning of Students // Webology. 2021. Vol. 18. Special Issue.

Author information

Nataliya Vasiliyevna Isaeva

PhD

Moscow Polytechnic University

Irina Viktorovna Chirich

PhD

Moscow Polytechnic University

Elena Borisovna Shtukareva

PhD

National University of Science and Technology MISIS, Moscow

About this article

Publication history

  • Received: November 3, 2022.
  • Published: January 20, 2023.

Keywords

  • активные методы обучения
  • деловая коммуникация
  • интерактивный метод обучения
  • интерактивный прием обучения
  • деловая игра
  • использование видеоматериалов в обучении
  • проектная деятельность
  • интерактивная форма обучения
  • active teaching methods
  • business communication
  • interactive teaching method
  • interactive teaching technique
  • business game
  • use of video materials in teaching
  • project activities
  • interactive form of education

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)