• Original research article
  • May 19, 2023
  • Open access

Principles of working out the exercise system aimed at the development of speaking skills of the Chinese students learning Russian as a foreign language

Abstract

The purpose of the research is to define the basic principles for working out the exercise system aimed at the development of speaking skills of the Chinese students learning Russian as a foreign language at the primary level. In the article the exercise system is presented as an interconnected unity of three significant processes “input – interiorization – output”; the important factors influencing the choice of the principles for the implementation of exercise system are described. The scientific novelty lies in the development and theoretical substantiation of the demands for designing the exercise system for teaching the Chinese students to speak Russian on the basis of the integrative approach. As the result, the main principles which guarantee the efficient development of the Chinese students’ speaking skills have been revealed.

References

  1. Балыхина Т. М., Чжао Ю. Какие они, китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев русскому языку // Высшее образование сегодня. 2009. № 5.
  2. Болдырева Е. М. Методы и приемы обучения китайских студентов русской разговорной речи // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5 (116).
  3. Борзова Е. В. Упражнения и задания как главный фактор организации деятельности учащихся в иноязычном образовании // Иностранные языки в школе. 2015. № 7.
  4. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: обучение основным видам речевой деятельности. М. – Екатеринбург: Флинта; Изд-во Уральского университета, 2021.
  5. Варламова И. Ю. Водно-фонетический курс русского языка для студентов-иностранцев: уч.-метод. пос. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2001.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2007.
  7. Гурвич П. Б. К вопросу о специфике методики преподавания иностранных языков как науки // Иностранные языки в школе. 2013. № 4.
  8. Захарова Л. Б., Захарова Е. В. Принцип наглядности в обучении лексике на уроках английского языка в школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2.
  9. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978.
  10. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1986.
  11. Мусаелян И. Ф. О некоторых проблемах классификации системы упражнений в методике преподавания иностранных языков // Современное педагогическое образование. 2020. № 4.
  12. Овсянникова Г. А. Роль внутренней и внешней наглядности в обучении говорению на иностранном языке: начальный этап обучения в вузе: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 1998.
  13. Охорзина Ю. О., Салосина И. В., Глинкин В. С. Особенности преподавания русского языка в условиях вузов КНР: теоретические и методические аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 441.
  14. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.
  15. Пассов Е. И. Упражнения как средства обучения: в 2-х ч. Воронеж: Интерлингва, 2002. Ч. 2.
  16. Туана Е. Н., Губарева С. А., Краснова И. А., Смелкова И. Ю., Погодин С. Н., Богданова Н. В. Обучение китайских студентов говорению на занятиях по русскому языку как иностранному в условиях российского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3.
  17. Хальпукова Е. Л. Специфика обучения говорению китайских студентов в этноориентированной методике преподавания русского языка как иностранного // Лингвокультурология. 2018. № 12.
  18. Чжан С., Сергеева Н. Н. Методические основы обучения китайских студентов говорению на русском языке // Педагогическое образование в России. 2021. № 6.
  19. Чжао Л. Интегрированное развитие умений говорения у китайских студентов, начинающих изучать русский язык как иностранный // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 4 (40).
  20. Чжао Л., Борзова Е. В. Инпут и аутпут в развитии умений иноязычного говорения китайских студентов // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6А-1.
  21. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986.
  22. Шубин Э. П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам. М.: Учпедгиз, 1963.
  23. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студентов учреждений высшего образования. М., 2015.
  24. Юн Л. Г. Система упражнений для обучения китайских студентов инженерного профиля общему владению русским языком и языку специальности // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1 (26).
  25. Lambert C., Zhang G. Engagement in the Use of English and Chinese as Foreign Languages: The Role of Learner-Generated Content in Instructional Task Design // The Modern Language Journal. 2019. Vol. 103. Iss. 2.
  26. Long M. The Role of the Linguistic Environment in Second Language Acquisition // Handbook of Second Language Acquisition / ed. by W. C. Ritchie, T. K. Bhatia. N. Y.: Academic Press, 1996.

Author information

Linlin Zhao

Petrozavodsk State University

About this article

Publication history

  • Received: April 2, 2023.
  • Published: May 19, 2023.

Keywords

  • система упражнений
  • обучение говорению
  • китайские студенты
  • принципы
  • интегрированный подход
  • русский язык как иностранный
  • exercise system
  • speaking training
  • Chinese students
  • principles
  • integrative approach
  • Russian as a foreign language

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)