Interpretation of the term “blended learning” from the perspective of the technological and content-related approaches: A theoretical review
Abstract
The aim of the study is to present a detailed theoretical review of the interpretation of the term “blended learning” based on the analysis of both Russian and foreign scientific-pedagogical literature in the field of pedagogy, psychology, methodology of teaching foreign languages and cultures (more than 60 sources) from 1999 through 2023. The paper shows the history of blended learning formation, proposes the technological and content-related approaches for classifying the definitions of the term “blended learning” and discusses the features of these approaches. The scientific novelty consists in clarifying the interpretation of the term “blended learning”, identifying its structural elements, determining the differences between blended learning, distance learning, hybrid learning. It is the first time that the connection between the content aspects of blended learning and the key concepts of existential pedagogy has been highlighted. As a result of the study, the author has proposed a universal formula for blended learning, presented the characteristics of its constituent elements.
References
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009.
- Амирова Л. А., Седых Т. А., Галикеева Г. Ф., Суханова Н. В., Саттаров В. Н. Смешанное обучение в общем и высшем образовании как инновационный инструмент развития // Педагогика. 2022. № 9.
- Ананин Д. П., Стрикун Н. Г. Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и офлайн // Преподаватель ХХI век. 2022. № 4-1.
- Андреева Н. В. Педагогика эффективного смешанного обучения // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 3.
- Андрюшкова О. В., Буданова А. А., Жмурко Г. П., Кабанова Е. Г. Комбинированное обучение и систематическая работа студентов // Открытое образование. 2015. № 5.
- Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5.
- Богуславский М. В. Экзистенциальная педагогика А. И. Герцена (к 200-летию со дня рождения) // Ценности и смыслы. 2012. № 4 (20).
- Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Тихомирова М. А., Мелкая Л. А. Смешанные образовательные технологии в высшем образовании: систематический обзор отечественных публикаций // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9.
- Брайан А., Волченкова К. Н. Смешанное обучение: определение, модели, использование в системе высшего образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2016. Т. 8. № 2.
- Васильева Ю. С., Родионова Е. В., Чичерина Н. В. Смешанное обучение: модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1 (73).
- Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8.
- Гоголева Н. А., Карпачева Н. В. Педагогический дизайн по модели ADDIE в проектировании инновационных образовательных программ // Сахалинское образование XXI век. 2020. № 3.
- Гришина Н. В. Экзистенциальная психология: учебник. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2018.
- Гуро-Фролова Ю. Р. Концепция «смешанного обучения» в процессе обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2014. Вып. 41.
- Долгова Т. В. Смешанное обучение – инновация XXI века. 2017. URL: http://interactiv.su/2017/12/31/смешанное-обучение-инновация-xxi-века/
- Евсеева А. М. Смешанное обучение как форма организации учебного процесса по иностранному языку в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
- Задорожная Е. И. Методика комбинированного онлайн-обучения английскому языку (2-3 классы общеобразовательной школы): автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2017.
- Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 2007.
- Косаговская И. И., Волчкова Е. В., Мадьянова В. В., Белая О. Ф. Вызовы и возможности модели смешанного обучения в системе медицинского образования // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10. № 2.
- Крылов А. И., Ким Э. В., Шуванова О. В. Смешанное обучение: опыт внедрения // Народное образование. 2014. № 8 (1441).
- Лесин С. М., Махотин Д. А., Михайлов В. Ю. Дистанционное обучение в школе: ключевые понятия // Иностранные языки в школе. 2020. № 9.
- Медведева М. С. Формирование готовности будущих учителей к работе в условиях смешанного обучения: автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2015.
- Ниязбаева Н. Н. Экзистенциальный поворот в педагогике и образовании: свобода, смыслы, самоосуществление // Историко-педагогический журнал. 2022. № 1.
- Плетяго Т. Ю., Остапенко А. С., Антонова С. Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 5.
- Подлиняев О. Л. Экзистенциальное направление в психолого-педагогической науке // Magister Dixit. 2012. № 1.
- Прохорова М. П., Ваганова О. И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29).
- Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33).
- Рожков М. И. Экзистенциальный подход к организации воспитательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 1 (10).
- Рубцов Г. И., Панич Н. В. Смешанное обучение: анализ трактовок понятия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 5 (32).
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.
- Фандей В. А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. 2016. № 4.
- Фандей В. А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе. М.: Изд-во Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2012.
- Фомина А. С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21.
- Харламов И. Ф. Педагогика. Изд-е 4-е, перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003.
- Хуторской А. В., Андрианова Г. А. Модель распределенного эвристического обучения: опыт проектирования и реализации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. Т. 45. № 1.
- Allen I. E., Seaman J. Class Differences: Online Education in the United States. 2010. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED529952.pdf
- Cuesta Medina L. Blended Learning: Deficits and Prospects in Higher Education // Australasian Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 34 (1).
- Dudeney G., Hockly N. How to… Teach English with Technology. Harlow: Pearson Education Limited, 2007.
- Dziuban C., Graham C. R., Moskal P. D., Norberg A., Sicilia N. Blended Learning: The New Normal and Emerging Technologies // Educational Technology in Higher Education. 2018. No. 15.
- Friesen M. Report: Defining Blended Learning. 2012. URL: http://blogs.ubc.ca/nfriesen/2012/09/01/where-does-blended-end-virtual-begin/
- Garrison R., Kanuka H. Blended Learning: Uncovering Its Transformative Potential in Higher Education // The Internet and Higher Education. 2004. Vol. 7.
- Graham C. R. Emerging Practice and Research in Blended Learning // Handbook of Distance Education / ed. by M. G. Moore. N. Y.: Routledge, 2013.
- Graham C. R. Exploring Definitions, Models, Frameworks, and Theory for Blended Learning Research // Blended Learning: Research Perspectives: in 3 vols. / ed. by A. G. Picciano, C. D. Dziuban, C. R. Graham, P. D. Moskal. N. Y.: Routledge, 2021. Vol. 3.
- Graham C. R., Dziuban C. Blended Learning Environments // Handbook of Research on Educational Communications and Technology / ed. by J. M. Spector, M. D. Merrill, J. van Merriënboer, M. P. Driscoll. N. Y. – L., 2007.
- Higginbotham G. Event-Based Learning: The Benefits of Positive Pressure // The Language Teacher. 2009. Vol. 33.
- Hrastinski S. What Do We Mean by Blended Learning? // Technical Trends. 2019. Vol. 63 (5).
- Kaplan A. M., Haenlein M. Higher Education and the Digital Revolution: About MOOCs, SPOCs, Social Media, and the Cookie Monster // Business Horizons. 2016. Vol. 59 (4).
- Kuznetsova N. Yu., Collier A. G. Blended Learning as the New Trend of Modern EFL Teaching // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: сб. мат. I междунар. науч.-практ. конф. Псков: Логос, 2015.
- McGee P., Reis A. Blended Course Design: A Synthesis of Best Practices // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2012. Vol. 16 (4).
- Painter D. Missed Steps: Blended Learning Helps Increase Collaboration and Productivity, but Firms Often Ignore Key Stages in the Process // Training & Development. 2006. July.
- Pavlovskaya I. Yu. Language Teaching Methodology. Modern History of Language Teaching Methods. 2nd ed. Saint Petersburg: St. Petersburg University Press, 2001.
- Procter C. T. Blended Learning in Practice // Education in a Changing Environment: Conference Proceedings. Salford: University of Salford, 2003.
- Rossett A., Vaughan F. Strategies for Building Blended Learning. 2003. URL: https://www.researchgate.net/publication/228550955_Strategies_for_Building_Blended_Learning
- Sharma P., Barrett B. Blended Learning. Oxford: Macmillan, 2007
- Singh H., Reed C. A White Paper: Achieving Success with Blended Learning. 2001. URL: http://facilitateadultlearning.pbworks.com/f/blendedlearning.pdf
- Staker H., Horn M. B. Classifying K-12 Blended Learning. 2013. URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning.pdf
- Stracke E. A Road to Understanding: A Qualitative Study into Why Learners Drop out of a Blended Language Learning (BLL) Environment // ReCALL. 2007. Vol. 19/1.
- The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs / ed. by J. C. Bonk, C. R. Graham; foreword by J. Cross, M. G. Moore. San Francisco: John Wiley & Sons, Inc., 2006.
- Tomlinson B., Whittaker C. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. L.: British Council, 2013.
- Torrisi-Steele G., Drew S. The Literature Landscape of Blended Learning in Higher Education: The Need for Better Understanding of Academic Blended Practice // International Journal for Academic Development. 2013. Vol. 18 (4).
- Valiathan P. Blended Learning Models. 2002. URL: https://www.purnima-valiathan.com/wp-content/uploads/2015/09/Blended-Learning-Models-2002-ASTD.pdf
- Watson J. Blended Learning: The Convergence of Online and Face-to-Face Education. 2008. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED509636.pdf
- Yılmaz O., Malone K. L. Preservice Teachers Perceptions About the Use of Blended Learning in a Science Education Methods Course // Smart Learning Environments. 2020. Vol. 7.
Author information
About this article
Publication history
- Received: May 2, 2023.
- Published: June 19, 2023.
Keywords
- смешанное обучение
- дистанционное обучение
- электронное обучение
- гибридное обучение
- самостоятельное обучение
- образовательное событие
- экзистенциальная педагогика
- blended learning
- distance learning
- e-learning
- hybrid learning
- independent learning
- educational event
- existential pedagogy
Copyright
© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC