• Original research article
  • June 19, 2023
  • Open access

Formation of students’ skills comprising reading literacy as a way of protection against manipulative influence

Abstract

The aim of the study is to substantiate the fact that the process of reading literacy formation is one of the ways to ensure the information security of a school student. The paper analyses manipulative techniques contained in non-educational texts and describes educational activities aimed at developing students’ skills of recognising manipulative techniques. The scientific novelty of the study lies in the fact that the techniques of speech manipulative influence encountered by modern schoolchildren were identified and the skills comprising reading literacy were described, which allow identifying manipulation techniques and reducing their negative impact. As a result, it was proved that the development of such skills of a literate reader as the skills that help to verify information, the skills of identifying and analysing linguistic and graphic markers of manipulation, the skills that allow finding and analysing logical thinking errors in the text ensures reading literacy formation among schoolchildren, which is necessary for their protection from speech manipulative influence. The paper offers methodological recommendations that can be used in the process of forming school students’ reading skills that ensure their information security.

References

  1. Адаева О. Б., Иваненко Г. С. Читательские умения студентов педагогического вуза: проблемы и перспективы формирования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 10.
  2. Азарова Н. В. Актуальность и практическая значимость осмысленного чтения для повышения уровня читательской грамотности // Научный альманах. 2017. № 4-2 (30).
  3. Александрова О. М., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Васильевых И. П., Ускова И. В. Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» // Русский язык в школе. 2017. № 1.
  4. Борисова Н. В., Николаевская Е. Л. Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности: в 2-х ч. Краснодар: Изд-во Института развития образования Краснодарского края, 2020. Ч. 1.
  5. Брякова И. Е., Кулаева Г. М., Якимов П. А. Педагогические условия развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55).
  6. Бунеев Р. Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат. в помощь учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образованием, методистам, преподавателям ИПК, педколледжей и педвузов, студентам педагогических учебных заведений / науч. ред. А. А. Леонтьев. М.: Изд. дом Российской академии образования; Баласс, 2003.
  7. Васильев А. Д. Игры в слова. Манипулятивные операции в текстах СМИ. СПб.: Златоуст, 2013.
  8. Гаврикова О. Е. Феномен манипуляции в политическом дискурсе // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 4.
  9. Горина Е. В. Коммуникативные технологии манипулирования в СМИ и вопросы информационной безопасности. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016.
  10. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2 (70).
  11. Грачев М. А. К вопросу о манипуляционных приемах в лингвистической экспертизе // Вестник Новгородского государственного университета. 2010. № 57.
  12. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет; КДУ, 2011.
  13. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо; Юрайт, 2000.
  14. Ермакович Е. Е. Логические ошибки и паралогические приемы манипуляции в СМИ (на материале текстов новостного портала LENTA.RU) // Экология языка и коммуникативная практика. 2016. № 1.
  15. Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А., Севрюкова А. А., Кудинов В. В., Буров К. С., Борченко И. Д., Красницкая Е. С. Формирование функциональной грамотности учащихся. Развитие креативного мышления. Челябинск: Изд-во Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022.
  16. Иссерс О. С. Речевое воздействие. М.: Флинта; Наука, 2009.
  17. Кузнецова Н. М. Функциональная грамотность. Концептуальная основа и возможности формирования. Липецк: Изд-во Института развития образования, 2021.
  18. Михалёва О. Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
  19. Пинская М. А., Тимкова Т. В., Обухова О. Л. Вносит ли школа вклад в достижения своих учеников? По материалам международного исследования грамотности чтения PIRLS-2006 // Школьные технологии. 2009. № 4.
  20. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Способы манипулятивного речевого воздействия в российской прессе // Политическая лингвистика. 2012. № 3.
  21. Скрипова Н. Е., Бабухина А. В. Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе: метод. пособие. Челябинск: Изд-во Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2019.
  22. Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Воронеж: Истоки, 2009.
  23. Фалина Н. Н. Смысловое чтение в цифровом пространстве: новые формы и способы формирования навыков смыслового чтения // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 1.
  24. Филиппова А. Р. Готовность будущих педагогов к формированию читательской грамотности как результат образовательной деятельности вуза // Казанский педагогический журнал. 2022. № 1.
  25. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Баранова В. Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS-2016 // Вопросы образования. 2018. № 1.
  26. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2.
  27. Шаповал В. В. Традиционные и новые пути формирования читательской грамотности // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сб. науч. ст. VIII всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М., 2021.
  28. Шелестюк Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования. М.: Флинта; Наука, 2014.
  29. Якимов П. А. Научно-методическое обеспечение процесса развития читательской грамотности школьников // Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века: мат. 17-й междунар. науч.-метод. конф. памяти И. Н. Ульянова / Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, историко-филологический факультет, кафедра русского языка, литературы и журналистики. Ульяновск, 2022.

Author information

Kristina Ivanovna Dekatova

Dr

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Ekaterina Viktorovna Kaunova

PhD

Volgograd State Socio-Pedagogical University

About this article

Publication history

  • Received: May 3, 2023.
  • Published: June 19, 2023.

Keywords

  • формирование читательской грамотности
  • манипулятивное речевое воздействие
  • информационная безопасность школьника
  • умения грамотного читателя
  • reading literacy formation
  • manipulative speech influence
  • information security of a school student
  • skills of a literate reader

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)