• Original research article
  • August 23, 2023
  • Open access

Pedagogical views of N. I. Pirogov, K. D. Ushinsky and N. N. Bakhtin on the problem of theatre-school interaction

Abstract

The aim of the study is to identify the peculiarities of the views on the possibility of interaction between theatre and school in the formation of a child’s personality of the prominent Russian pedagogues N. I. Pirogov, K. D. Ushinsky and N. N. Bakhtin. The chronological framework of the study covers the second half of the XIX century – the first decades of the XX century. The paper analyses the pedagogical ideas of N. I. Pirogov, K. D. Ushinsky and N. N. Bakhtin, identifies the historical and pedagogical conditions of their formation, determines similarities and differences in their views on the expected results of children’s and adolescents’ participation in theatre productions. The novelty of the study consists in clarifying a number of theses reflected in modern scientific publications regarding the content of N. I. Pirogov’s, K. D. Ushinsky’s and N. N. Bakhtin’s pedagogical views on the problem of theatre-school interaction on the basis of a comprehensive analysis of these views. As a result, the conclusion is made about the relevance of addressing the history of pedagogical ideas in modern conditions of the mass development of school theatres.

References

  1. Алиева Л. В. К. Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2 (17).
  2. Антонова О. А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. № 12.
  3. Артюхова Т. Ю., Петрова Т. И. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 1 (31).
  4. Бахтин Н. Детский театр и его воспитательное значение // Игра: непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. Пг.: Изд. Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению, 1918. № 1.
  5. Бахтин Н. Н. Воспитательное значение театра // Педагогический сборник А. Н. Островского. СПб., 1907.
  6. Бахтин Н. Н. Театр и его роль в воспитании // В помощь семье и школе. Детские сады. Игрушки. Детский театр. Педагогические музеи. Волшебный фонарь / сост. Н. Н. Бахтин, Е. С. Дедюлина, М. В. Новорусский. М.: «Польза» В. Антик и К°, 1911.
  7. Богуславский М. В. Н. И. Пирогов: педагогические идеалы и жизненные реалии // Проблемы современного образования. 2010. № 6.
  8. Гельперн Е. В., Рамзаева Е. Н. Театр кукол как средство развития творческих способностей младших подростков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (145).
  9. Игра: непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. Пг.: Изд. Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению, 1920. № 3.
  10. Ищенко О. В., Магсумов Т. А. Вовлечение учащейся молодежи в протестное движение в России на рубеже XIX-ХХ вв. // Былые годы. 2020. № 55 (1).
  11. Капустина А. Б., Рахимбаева И. Э. Театр как инструмент воспитательной работы // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области: мат. X междунар. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 6-9 октября 2021 г.). Саратов: Саратовский источник, 2021.
  12. Корнетов Г. Б. Педагогические идеи и учения в истории педагогики // Историко-педагогический журнал. 2015. № 2.
  13. Крук Д. С. История развития детского театра в России // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. № 1 (24).
  14. Куликова С. В., Бойко Э. Р. Теоретические основы изучения истории школьного самодеятельного театра в России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9 (94).
  15. Макеева Е. А., Макеева И. А., Логинова Е. В. Театральное искусство в системе социализации и адаптации личности в обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 3.
  16. Пирогов Н. И. Быть и казаться // Сочинения Н. И. Пирогова: в 2-х т. СПб., 1887. Т. 2.
  17. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.
  18. Помелов В. Б. К. Д. Ушинский – редактор «Журнала Министерства народного просвещения» (к 200-летию со дня рождения) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 1.
  19. Правила для учеников гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения: утверждены г. министром народного просвещения 4-го мая 1874 г. // Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям ведомства Министерства народного просвещения. Изд-е 2-е. СПб., 1888.
  20. Стаина О. А. Становление и развитие форм и методов театральной работы с детьми в народном образовании России // Педагогическое образование в России. 2011. № 4.
  21. Стрижак О. В. Театрализация в воспитании: история вопроса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. № 5 (71).
  22. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Пирогова // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11-ти т. М. – Л., 1948. Т. 3.
  23. Федорук К. Р. Педагогические идеи Н. И. Пирогова как средство гуманистического воспитания учащихся юношеского возраста: автореф. дисс. ... к. пед. н. Смоленск, 2007.

Author information

Oksana Vladimirovna Ishchenko

Dr

Surgut State University

Oleg Valerievich Razdobreev

Surgut State University

About this article

Publication history

  • Received: July 9, 2023.
  • Published: August 23, 2023.

Keywords

  • педагогические взгляды
  • взаимодействие театра и школы
  • формирование личности ребенка
  • школьные театральные постановки
  • образовательно-воспитательная работа
  • pedagogical views
  • theatre-school interaction
  • formation of a child’s personality
  • school theatre productions
  • educational and instructional work

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)