• Original research article
  • August 28, 2023
  • Open access

Theoretical aspects of education personalization for children with disabilities

Abstract

The paper aims to determine the possibility of education personalization for preschool children with disabilities and the mechanism of this process. The paper discusses various interpretations of the notion of personalization. In the context of pedagogical science, the essence of education personalization as one of the leading trends is discussed. The authors summarize and clarify the characteristics and conditions of education personalization for preschool children, prove the feasibility and determine the main methodological approaches to its implementation in the process of rendering psychological and pedagogical support to children with disabilities. The scientific novelty of the research lies in developing the mechanism, formulating the conditions of education personalization for preschool children with disabilities, identifying the main approaches that form its methodological basis. As a result of the research, the conditions of organization and approaches to the implementation of education personalization and the rendering of psychological and pedagogical support for children with disabilities have been highlighted. It has been found that the process of education personalization contributes to the formation of children’s global competencies (including compensatory, socially adaptive behaviors), successful socialization, providing opportunities for a particular person to function as effectively as possible in a variety of social, communicative, everyday situations.

References

  1. Азоев А. Г. Формирование персональных маркетинговых коммуникаций компании с потребителями: дисс. ... к. экон. н. М., 2010.
  2. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Изд-е 4-е. М.: Свет, 2017.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Изд-е 3-е, испр. М.: Смысл; Академия, 2015.
  4. Верцинская Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися. Мн.: Нар. асвета, 1983.
  5. Воронова Н. Г. Теория персонализации и лингвистическая персонология // Science Time. 2014. № 9.
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005.
  7. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10.
  8. Грачев В. В. Персонализация образования: монография. М., 2005.
  9. Грачев В. В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе: дисс. … д. пед. н. М., 2007.
  10. Дошкольное образование: от «одушевления» к «персонализации»: методические рекомендации по организации предшкольного образования / сост. Т. К. Косолапова, Н. А. Тупицына. Киров, 2013.
  11. Дьюи Д. От ребёнка – к миру, от мира – к ребёнку / сост., вступ. ст., примеч. Г. Б. Корнетов. М.: Карапуз, 2009.
  12. Ермаков Д. С., Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Янкевич С. А. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / под ред. Е. И. Казаковой. 2020. URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/ПМО.pdf
  13. Казакова Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1.
  14. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка: мат. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 1998.
  15. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.
  16. Конобеев А. В., Юхимук Я. А., Войцеховская В. Д., Шчекич М. Персонализация как подход к обучению // Дискурс профессиональной коммуникации. 2020. № 2-3. DOI: 10.24833/2687-0126-2020-2-3-118-138
  17. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н. Н. Малофеева. М., 2019.
  18. Корчак Я. Воспитание личности: кн. для учителя / сост. и коммент. В. Ф. Кочнов. М.: Просвещение, 1992.
  19. Леденева А. В. Персональная образовательная среда в магистратуре // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. Ч. 2.
  20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  21. Максакова В. И. Педагогическая антропология. М.: Академия, 2004.
  22. Мироненкова Н. Н., Сусименко Е. В. Персонализация как условие актуализации субъектной позиции при обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0050
  23. Новая философская энциклопедия / председ. науч.-ред. совета В. С. Степин. 2010. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about
  24. Осипова Л. Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности. Челябинск: Цицеро, 2011.
  25. Осипова Л. Б., Дружинина Л. А., Коробинцева М. С., Лапшина Л. М. К проблеме нарушений социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в начальной и основной школе // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 7.
  26. Осипова Л. Б., Дружинина Л. А., Степанова Н. Ю., Васильева В. С. Формирование коммуникативных умений у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья как основа их глобальной компетентности // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 6.
  27. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация: монография / под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург, 2021.
  28. Петровский А. В. Потребность «быть личностью» // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9. № 4.
  29. Петровский А. В. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.
  30. Подымова Л. С., Головятенко Т. А. Организация персонифицированного образовательного пространства как проблема // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.01.P.28
  31. Подымова Л. С., Полякова Я. Ю., Чуприянов О. В. Содержание понятия «персонализированное обучение»: к проблеме исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2021. № 2.
  32. Савина Н. В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 4. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10
  33. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.
  34. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.
  35. Стехов А. В. Персонализация как подход к развитию личности в обучении // Персонализированное образование. 2022. № 3.
  36. Сухомлинский В. А. О воспитании. Изд-е 4-е. М.: Политическая литература, 1982.
  37. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения: учеб. пособие. М.: Педагогика, 1990.
  38. Ушинский К. Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11-ти т. М. – Л., 1948. Т. 2.
  39. Ходякова Н. В., Сериков В. В., Данильчук В. И., Белова С. В., Зеленцова А. В., Разбегаева Л. П., Сафронова Е. М., Сергеев Н. К. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. Волгоград: Перемена, 2000.
  40. Челенков А. П., Азоев А. Г. Персонализация маркетинговых коммуникаций // Маркетинг. 2013. № 3 (130).
  41. Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. – Ставрополь, 2001.
  42. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2006.
  43. Bates S. Personalised Learning: Implications for Curricula, Staff and Students [видео]. 2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wFetEo5qCqc
  44. Harmelen M. van. The Manchester Personal Learning Environment. 2009. URL: https://web.archive.org/web/20120703233155/http://www.jisc.ac.uk/events/2009/03/ngtip/mple.aspx
  45. Leadbeater C. Learning about Personalisation: How Can We Put the Learner at the Heart of the Education System? / Department for Education and Skills. Nottingham, 2004.
  46. Leadbeater C. The Future of Public Services: Personalised Learning. 2006. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/personalising-education/the-future-of-public-services_9789264036604-8-en
  47. Martin M. Supporting Personal Learning Environments: A Definition of a PLE. 2007. URL: http://michelemartin.typepad.com/thebambooprojectblog/2007/08/supporting-pe-1.html

Author information

Liliya Alexandrovna Druzhinina

PhD

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Larisa Borisovna Osipova

PhD

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Natalya Yuryevna Stepanova

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Maria Sergeevna Korobintseva

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

About this article

Publication history

  • Received: June 30, 2023.
  • Published: August 28, 2023.

Keywords

  • персонализация образования
  • дети с ограниченными возможностями здоровья
  • условия персонализации образования
  • методологические подходы к персонализации образования
  • механизм персонализации образования детей
  • психолого-педагогическое сопровождение
  • education personalization
  • children with disabilities
  • conditions of education personalization
  • methodological approaches to education personalization
  • mechanism of education personalization for children
  • psychological and pedagogical support

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)