• Original research article
  • November 28, 2023
  • Open access

Training tasks and assignments for critical thinking formation among philology students – future Russian language teachers during the study of linguistic disciplines

Abstract

The aim of the research is to substantiate the potential of using training tasks to form critical thinking of students – future Russian language teachers during the study of linguistic disciplines. The paper considers a training task as a problem situation constructed by the teacher that requires students to apply cognitive skills to interpret, analyze, evaluate information, make conclusions and self-regulate. The scientific novelty of the research lies in clarifying universal mental actions (skills) of a critically thinking person taking into account their application by future Russian language teachers in professionally oriented situations. As a result, 33 sub-skills for which training tasks were formulated involving the work with authentic information from various sources have been identified. The conditions for the successful formation of students’ critical thinking have been determined: the predominant use of multiple texts in the compilation of tasks, the modeling of conditions for future professional activities, the systematic use of training tasks, a variety of forms of learning activities, which enables the manifestation of cognitive skills to select language material in a conscious and critical manner and use it optimally.

References

  1. Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Михайлова А. М., Пинская М. А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI в. в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4.
  2. Адаева О. Б. Информационная задача как прием формирования читательской грамотности на уроках русского языка // Русский язык в поликультурном мире: сб. науч. ст. по мат. IV междунар. симпозиума: в 2-х т. Симферополь, 2020. Т. 2.
  3. Адаева О. Б., Иваненко Г. С. Читательские умения студентов педагогического вуза: проблемы и перспективы формирования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 10.
  4. Басова И. А. Обучение студентов языковых вузов формулированию учебных заданий как составляющей учебно-педагогического дискурса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 5 (158).
  5. Батяева Т. А. Психолого-педагогический анализ понятия «учебная задача» // Вестник Московского университета. 2008. № 3.
  6. Гильмиярова С. Г., Даутова К. В., Шамигулова Ю. Ю. К вопросу о формировании критического мышления у студентов педагогических вузов // Наука и школа. 2016. № 3.
  7. Глебов А. А., Кисляков В. В. Задачный подход к формированию умения студентов применять знания на практике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 3.
  8. Есина Е. В. Педагогическая психология: конспект лекций. М.: Эксмо, 2008.
  9. Еферова А. Р. Инновационная образовательная среда вуза как педагогическое условие развития критического мышления студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (135).
  10. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  11. Зимняя И. А Педагогическая психология. М.: Логос, 1999.
  12. Иваненко Г. С. Определение позиции автора: пять этапов когнитивного процесса декодировки информации // Филологический класс. 2018. № 4 (54).
  13. Касаткина Н. С. Формирование критического мышления студентов вуза. Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020.
  14. Кларин М. В. Характеристика ключевых навыков человека XXI века // Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века / под ред. И. М. Осмоловской, В. В. Серикова. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022.
  15. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003.
  16. Козлова Е. А., Колесникова О. И. Риторические лакуны: причины, последствия, предупреждение // Филологический класс. 2019. № 2 (56).
  17. Корешникова Ю. Н., Авдеева Е. А. Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов // Вопросы образования. 2022. № 3.
  18. Критическое мышление, логика, аргументация: сб. ст. / под ред. В. Н. Брюшинкина, В. И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.
  19. Критическое мышление: отчет об экспертном консенсусе для целей образовательного анализа, оценки и обучения (Дельфи-доклад) / пер. с англ. 2016. https://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html#gsc.tab=0
  20. Леонтьев А. Н. Проблема развития психики. М.: МГУ, 1972.
  21. Мироненко Е. С. Компетенции XXI века vs образование XXI века // Вопросы территориального развития. 2019. № 2 (47).
  22. Семенова О. М. Содержание понятия «критическое мышление учителя» // Поволжский педагогический вестник. 2018. Т. 6. № 3 (20).
  23. Сидоров С. В. Продуктивные учебные задания для работы с интернет-источниками в подготовке будущих педагогов // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: мат. II междунар. науч.-практ. конф. (20-21 ноября 2012 г.). Пенза – Семей – Шадринск: Социосфера, 2012.
  24. Табаченко Т. С. Формирование методического мышления будущих учителей русского языка // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 1.
  25. Табаченко Т. С. Формирование сознательного и системного методического мышления в технологии процессуально-когнитивного подхода к обучению студентов-филологов // Филологический журнал. 2018. № 22.
  26. Тулькибаева Н. Н., Большакова З. М. Педагогическая задача: смысл и функции // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. № 9-1.
  27. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. М.: Точка, 2018.
  28. Халперн Д. Психология критического мышления / пер. с англ. Н. Мальгина. СПб.: Питер, 2000.
  29. Чабан Т. Ю., Рябинина Л. А., Ковалева Г. С., Сидорова Г. А., Баранова В. Ю. Как российские 15-летние учащиеся справляются с традиционными и новыми читательскими задачами (на основе анализа результатов PISA-2018) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 5 (79).
  30. Шаповал С. А. Самодостаточные филологические задачи как учебный жанр // Русская словесность. 2000. № 3.

Author information

Olga Borisovna Adaeva

PhD

South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk

Galina Sergeevna Ivanenko

PhD

South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk

About this article

Publication history

  • Received: October 3, 2023.
  • Published: November 28, 2023.

Keywords

  • становление критического мышления
  • функциональная читательская грамотность
  • учебная задача
  • учебное задание
  • профессиональное педагогическое образование
  • formation of critical thinking
  • functional reader literacy
  • training task
  • assignment
  • professional teacher education

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)