• Original research article
  • January 17, 2024
  • Open access

Teaching practice as a condition for normalizing a student’s personal psychological well-being

Abstract

The research aims to substantiate the essence and structure of the notion of a student’s personal psychological well-being in relation to future teachers in the process of practice. The paper analyzes the notion of “personal psychological well-being” and substantiates the author’s definition of the notion of “a student’s personal psychological well-being in the process of teaching practice”, which is an integral and dynamic characteristic of an individual, reflecting the internal psychological state of each student in the process of teaching practice, revealing a student’s self-perception of their own professional achievements as the basis of their social and professional self-determination. A system of criteria and their detailed indicators for the manifestation of personal psychological well-being among teacher students in the process of teaching practice (the cognitive criterion, the emotional criterion, the personal criterion) is proposed. The methodology of a pilot study is described and the results of such a study involving undergraduate students are analyzed. The scientific novelty of the research lies in the following: a new direction for the development of models, content and methodological support for students’ teaching practice is substantiated from the standpoint of changes in their psychological well-being. As a result of the research, it was confirmed that the inclusion of the context of reflective-innovative activity in the content of practice, the activation of self-analysis and self-development mechanisms in students in the process of practical training contribute to the normalization of psychological well-being among teacher students, increasing the sense of confidence in the correctness of their professional actions and personal self-realization.

References

  1. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005.
  2. Алиева Н. Ф., Самаркина Л. Г. Изучение социально-психологического самочувствия педагогов, работающих в классах коррекции // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: мат. всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014.
  3. Байкова Л. А. Психология здоровья: социальное здоровье детей и молодежи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2019.
  4. Головнева Е. В. К вопросу о повышении качества профессиональной подготовки учителя начальных классов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4.
  5. Дворянкина Е. К. Моделирование образовательной системы вуза по развитию студентов как субъектов профессионально-педагогической деятельности: автореф. дисс. … д. пед. н. Хабаровск, 2012.
  6. Дементьева М. А. Становление профессиональной позиции будущего учителя в процессе педагогической практики: автореф. дисс. … к. пед. н. Саратов, 2012.
  7. Дубровина И. В. Психологическое благополучие школьников: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023.
  8. Ефлова М. Ю., Ишкинеева Ф. Ф., Фурсова В. В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте социальных изменений // Вестник Института социологии. 2014. № 3 (10).
  9. Землянская Е. Н., Безбородова М. А. Моделирование практической подготовки студентов-педагогов в условиях школьно-университетского партнерства // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/ped210018
  10. Землянская Е. Н., Ситниченко М. Я. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов психолого-педагогического образования // Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. № 2.
  11. Ковалев П. А. Психологическое самочувствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных условиях социализации: дисс. … к. психол. н. М., 2021.
  12. Ковалев П. А. Психологическое и социальное самочувствие: анализ содержания понятий // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 6А.
  13. Колодина Л. С. Моделирование общедидактической подготовки студентов – будущих учителей в условиях педагогической практики в университете: автореф. дисс. … к. пед. н. Ижевск, 2005.
  14. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3.
  15. Оганесян Е. В. Культурологическая модель педагогической практики в системе высшего педагогического образования: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2005.
  16. Оптимизация учебно-методического сопровождения реализации образовательных программ как условие повышения качества высшего образования: монография / под ред. Е. В. Ляпунцовой, Ю. М. Белозеровой, И. И. Дроздовой. М.: РУСАЙНС, 2020.
  17. Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи // СОЦИС. 2000. № 12.
  18. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Астрель; АСТ; Транзиткнига, 2006.
  19. Ситниченко М. Я. Моделирование педагогической практики студентов: проблемно-исторический анализ: монография. М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2016.
  20. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М.: Логос, 2015.
  21. Тугайбаева Б. Н. Некоторые вопросы изучения психологического самочувствия личности в исторической психологии // Человек и мир. 2018. Т. 2. № 3 (5).
  22. Ульянина О. А. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в 2022 году: презентация. 2023. http://ovz24.ru/images/Презентация_ФКЦ_compressed.pdf
  23. Хайрутдинова Р. Р. Современные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе и пути их решения // Теория и практика общественного развития. 2013. Т. 1. № 11.
  24. Харитонова Е. В. Психологическое самочувствие личности и его составляющие // Человек. Искусство. Вселенная. 2018. № 1.
  25. Харченко С. В. Социальное самочувствие российских фрилансеров // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: мат. II междунар. науч.-практ. конференции (г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2016 г.): в 2-х т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. Т. 1.
  26. Холондович Е. Н. Психологическое самочувствие человека как психологическая проблема // Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 4 (12).

Author information

Elena Nikolaevna Zemlyanskaya

Dr

Moscow Pedagogical State University

Maria Aleksandrovna Bezborodova

PhD

Moscow Pedagogical State University

Marina Yaropolkovna Sitnichenko

PhD

Moscow Pedagogical State University

About this article

Publication history

  • Received: December 7, 2023.
  • Published: January 17, 2024.

Keywords

  • психологическое самочувствие личности
  • студенты педагогических вузов
  • педагогическая практика
  • высшее образование
  • подготовка педагогов
  • самообразование
  • personal psychological well-being
  • students of pedagogical universities
  • teaching practice
  • higher education
  • teacher training
  • self-education

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)