• Original research article
  • May 15, 2024
  • Open access

Problems of socialization of senior preschool children with disabilities in motor-play activities

Abstract

The aim of the study is to identify and assess the problems of socialization of senior preschool children with disabilities in motor-play activities. The article considers the mechanisms and patterns of socialization of senior preschool children with disabilities based on the use of theoretical and empirical research methods, and proves the socializing effect of motor-play activities. The methodology is described and the results of the conducted research involving preschoolers with typical development and disabilities (n = 316) are analyzed. As a result of the experimental work, the author has determined the levels and features of socialization of senior preschool children with disabilities, and outlined the vectors of using the potential of motor-play activities in the solution of socialization problems. The scientific novelty of the study lies in identifying the mechanisms, patterns, and socio-pedagogical determinants of socialization of preschool children with disabilities, as well as in developing a set of criteria and indicators for objective assessment of the socialization process.

References

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект, 2004.
  3. Асмолов А. Г. Детство ради детства: между адаптацией и социализацией // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  4. Бутко Г. А., Суворова О. В., Сорокоумова С. Н. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Минского университета. 2019. Т. 7. № 3.
  5. Веракса Н. Е. «Игра в секрет»: методика исследования межличностных отношений детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2008. № 3.
  6. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / под науч. ред. И. Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2014.
  7. Волошина Л. Н., Галимская О. Г. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольников: монография. Белгород: Политерра, 2017.
  8. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2019.
  9. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие. М. – Вологда: Инфра-Инженерия, 2021.
  10. Гришаева Н. П. Проблемы социализации современных дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  11. Дмитриева Е. Е., Белова Е. Н. Развитие речевого общения у старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4.
  12. Дудьев В. П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2020.
  13. Истоки: комплексная образовательная программа / науч. рук-ль Л. А. Парамонова. М.: ТЦ Сфера, 2011.
  14. Казьмина Я. Е. Проблемы коммуникации детей с тяжелыми нарушениями речи // Педиатрический вестник Южного Урала. 2020. № 2.
  15. Карпушкина Н. В., Конева И. А., Костерина Н. В. Особенности эмоциональных нарушений (тревожность, страхи) у старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2.
  16. Кисова В. В., Катушенко О. А. Особенности проявления школьной тревожности у первоклассников с нормальным и задержанным темпом развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4.
  17. Кожанов И. В., Гордеева О. Н. Теоретические основы социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Современное педагогическое образование. 2020. № 5.
  18. Конева И. А. Психологические особенности общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.
  19. Конева И. А., Николаева А. А. Особенности межличностного взаимодействия со сверстниками детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2.
  20. Куличенко Р. М., Романина Л. А. Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество // Вестник Тамбовского университета. 2011. Вып. 12 (104).
  21. Лебедева А. П., Реунова А. А., Севостьянова У. Ю., Куфтяк Е. В. Адаптационные механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 2.
  22. Лубовский В. И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное дошкольное образование. 2017. № 2 (74).
  23. Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Взаимосвязь проблем развития детства и перспектив развития дошкольного образования // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. 2014. Т. 1. № 1 (1).
  24. Максимова С. Ю. Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: монография. Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2016.
  25. Никольская О. С. Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь / отв. ред. О. С. Никольская. М.: Юрайт, 2024.
  26. Панасенко К. Е., Волошина Л. Н., Шинкарева Л. В., Галимская О. Г. Результирующие эффекты целостной социализации-индивидуализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в физкультурно-оздоровительной деятельности // Перспективы науки и образования. 2020. № 15 (47).
  27. Панасенко К. Е., Волошина Л. Н., Шинкарева Л. В., Галимская О. Г. Социально-коммуникативные проявления детей с расстройством аутистического спектра в двигательной деятельности // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56).
  28. Портнова А. А., Сединкина Э. Е. Нарушения поведения у детей с расстройством аутистического спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2021. Т. 31. № 4.
  29. Приходько О. Г., Кондрашова А. А. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2014. № 3.
  30. Репина А. И., Тимофеева И. В., Салимов М. И. Развитие моторных функций у детей с расстройством аутистического спектра // Теория и практика физической культуры. 2021. № 11.
  31. Саблева А. С. Социализация детей с тяжёлыми нарушениями речи: проблема и пути её решения // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы второго этапа 15-й международной научно-практической конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017.
  32. Серых Л. В., Кондаков В. Л., Волошина Л. Н. Алгоритм конструирования и реализации технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5.
  33. Смирнова Е. О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2 (34).
  34. Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Компьютер в жизни дошкольника // Дитя человеческое. 2014. № 2.
  35. Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И., Верясова Е. С. Социология дошкольного детства. М.: Институт социологии образования РАО, 2013.
  36. Соловьева М. В. Диагностика физического развития и подготовленности детей с расстройствами аутистического спектра // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 12 (190).
  37. Соломко А. Д. Формирование игровых навыков и эмоционально-перцептивной сферы у детей 5-7 лет с расстройствами аутистического спектра средствами физического воспитания: автореф. дисс. … к. психол. н. Краснодар, 2012.
  38. Тимофеева Л. Л. Оценка условий реализации концепции формирования культуры безопасности в практике дошкольного и начального общего образования // Высшее образование сегодня. 2021. № 7-8.
  39. Умнякова Н. Л. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста с двигательной депривацией: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2019.
  40. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. Практикум. М.: Инфра-М, 2024.
  41. Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М. – Воронеж: Изд-во МПСУ; МОДЭК, 2013.
  42. Финогенова Н. В., Решетов Д. В. Использование подвижных игр в формировании социальных компетенций детей дошкольного возраста // Концепт. 2013. № S8.
  43. Халифаева О. А. Особенности поведения детей с нарушениями речи // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции (г. Волгоград, 14-16 сентября 2011 г.): к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / ред. Т. Ю. Андрущенко, А. Г. Крицкий, О. П. Меркулова. Волгоград: Перемена, 2011.
  44. Хаустов А. В., Руднева Е. В. Выявление уровня социализации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3.
  45. Чернышенко Ю. К. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Физическое воспитание детей и учащейся молодёжи. 2011. № 4.
  46. Шнейдер О. С., Попова А. В., Ткаченко М. Н. Социализация дошкольников в процессе дополнительных форм инклюзивного физического воспитания // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 2.
  47. Шушара Т. В. Психолого-педагогические основы социализации детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28).
  48. Bhat A. N. Motor Impairment Increases in Children with Autism Spectrum Disorder as a Function of Social Communication, Cognitive and Functional Impairment, Repetitive Behavior Severity, and Comorbid Diagnoses: A Spark Study Report // Autism Research. 2021. Vol. 14 (1).
  49. Tuttle D. Self-Esteem and Adjusting with Blindness. Springfield: Charles C. Thomas, 1984.

Author information

Karina Evgenievna Panasenko

PhD

Belgorod State National Research University

About this article

Publication history

  • Received: April 5, 2024.
  • Published: May 15, 2024.

Keywords

  • социально-педагогические детерминанты социализации
  • дошкольники с ограниченными возможностями здоровья
  • социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
  • двигательно-игровая деятельность
  • socio-pedagogical determinants of socialization
  • preschoolers with disabilities
  • socialization of children with disabilities
  • motor-play activities

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)