• Original research article
  • June 6, 2024
  • Open access

Overcoming the problems of formation of communicative-speech skills in senior preschoolers

Abstract

The aim of the study is to identify the key problems of formation of communicative-speech skills in senior preschoolers and to develop ways to overcome them. The article considers the concept of communicative-speech skills, identifies the psychological and pedagogical characteristics of older preschoolers, identifies the problems of formation of communicative-speech skills, analyzes and systematizes the methods of formation of communicative-speech skills in older preschoolers. Scientific novelty of the study consists in generalizing the problems affecting the formation of communicative-speech skills of older preschoolers, and the development of ways to overcome the problems provided specifically for children of senior preschool age with difficulties in the formation of communicative-speech skills. As a result of the study it was established that the problems of formation of communicative-speech skills are caused by the peculiarities of social, cognitive skills, emotional sphere, formation of friendly relations and speech skills. On the basis of the analysis of modern teaching methods on the research topic the system of methods of overcoming difficulties in the formation of communicative-speech skills in children of senior preschool age is offered.

References

  1. Александрова Н. С., Петушкова О. А. Коммуникативно-речевые умения старших дошкольников: диагностика и планирование развивающей работы // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 4 (146).
  2. Анисимова Т. И., Иванова М. К. Влияние проектной деятельности на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4.
  3. Аппаева Я. Б., Козенцева Е. А. Методы планирования учебно-воспитательной деятельности в подготовительной группе: аспекты формирования культуры общения у дошкольников // Современное педагогическое образование. 2023. № 11.
  4. Башлачева Т. П., Савинова С. В., Вахрушева Л. Н. Развитие диалогической речи старших дошкольников в процессе занятий продуктивной деятельностью с использованием технологии мастерских // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47).
  5. Башлачёва Т. П., Савинова С. В. Развитие коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 10. URL: http://e-koncept.ru/2022/221073.htm.
  6. Вялова Н. В., Красильникова Л. В. Использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 6.
  7. Галич Т. Н., Нуриева А. Р., Согорина Е. Применение интерактивных технологий в развитии речи у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3.
  8. Гончарова Е. Ю. Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников коммуникативных умений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1. № 5 (95).
  9. Денисенкова Н. С., Федоров В. В. Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 3.
  10. Зотова И. В., Аббасова Л. И. Лингводидактические основы развития словаря детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2.
  11. Зиганшина Р. М. Экспериментальное исследование формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности // Форум молодых ученых. 2023. № 5 (81).
  12. Игнатенко Н. В., Эскендарова Г. Х., Булыгина Ю. В. Опыт использования театрализованной деятельности для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2023. № 1.
  13. Кот Т. А. Коммуникативно-игровая деятельность как средство развития речи дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2.
  14. Коротун А. В., Охотникова А. И. Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста // Педагогическая перспектива. 2021. № 4.
  15. Кузнецова Е. В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 3 (15).
  16. Курцева З. И. Предшкольная подготовка детей: коммуникативно-речевой аспект // Школа будущего. 2020. № 1.
  17. Полынская И. Н. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы педагогики и психологии. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021.
  18. Сегова Т. Д. Устное народное творчество как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3.
  19. Филиппова О. Г., Батенова Ю. В. Психолого-педагогические основы формирования информационно-языковой компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях эмоциогенной нестабильности общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34).
  20. Халимдарова Г. Р., Шадрина Л. Г. Проект «Детская журналистика» как средство формирования коммуникативной культуры старших дошкольников // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т. 9. № 3.

Author information

Olga Aleksandrovna Petushkova

Vyatka State University, Kirov

About this article

Publication history

  • Received: April 17, 2024.
  • Published: June 6, 2024.

Keywords

  • коммуникативно-речевые умения
  • старшие дошкольники
  • когнитивное развитие
  • психолого-педагогические особенности
  • предшкольная подготовка
  • communicative-speech skills
  • senior preschoolers
  • cognitive development
  • psychological and pedagogical features
  • preschool training

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)