• Original research article
  • June 24, 2024
  • Open access

Diagnostic tools for studying the readiness of blind students for rhythmic exercises (in primary school)

Abstract

The aim of the research is to substantiate the need to introduce a diagnostic procedure that allows for a comprehensive assessment of various aspects of blind children performing different types of exercises that correspond to the content of the main sections of the correctional and developmental course “Rhythmics”. The paper covers the problems of physical development of blind students, difficulties in the formation of their motor sphere, the overcoming of which involves the implementation of correctional and pedagogical work through the organization and conduct of the correctional course “Rhythmics”. The developed diagnostic procedure and the results of the initial testing of the appropriate diagnostic tools are presented, confirming the need to continue studying the readiness of blind students to master the course “Rhythmics” at other levels of education. The scientific novelty consists in elaborating the use of diagnostic tools to assess pupils’ readiness to master the correctional and developmental course “Rhythmics”, which are not developed in pedagogy for blind and visually impaired. As a result, the directions and parameters of studying the readiness of blind students to master the course “Rhythmics” were determined. The results obtained account for the expediency of including the tested diagnostic methodology in the correctional and educational process of blind students.

References

  1. Андреев В. В. Комплексная коррекция двигательных способностей школьников 12-17 лет с депривацией зрения на основе дифференцированного подхода: автореф. дисс. … к. пед. н. Набережные Челны, 2012.
  2. Гриднева В. В., Налобина А. Н., Волова М. В. Оценка развития двигательных навыков у детей 7-8 лет с депривацией зрения // Адаптивная физическая культура. 2017. № 3 (71).
  3. Емельянов А. А. Комплексная оценка состояния здоровья детей с нарушением зрения и оптимизация их воспитания и оздоровления в специализированных дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дисс. … к. мед. н. М., 2009.
  4. Замашнюк Е. В., Никитина А. В., Никулина Г. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации / под ред. Г. В. Никулиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
  5. Касаткин Л. Ф. Особенности физического развития школьников с глубокими нарушениями зрения // Мышечная деятельность детей в норме и патологии: сборник. Горький, 1974.
  6. Маллаев Д. М. Педагогика и психология игры слепого и слабовидящего ребенка. М.: СМУР «Academa», 2008.
  7. Маллаев Д. М. Характеристика физического развития и физической подготовленности слепых и слабовидящих детей // Адаптивная физическая культура в системе специального образования: проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2009.
  8. Никитина А. В. Современные подходы к организации и структуре коррекционного занятия по ритмике для слабовидящих обучающихся // Экология детства: особый ребенок и общество: материалы XXV международной конференции. СПб., 2018.
  9. Никитина А. В., Дащук Л. В. Педагогическая диагностика уровня развития темпа и ритма движений у слепых младших школьников // Кантор В. З., Никулина Г. В., Быкова Е. Б. Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение: монография для тифлопедагогов-практиков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
  10. Никулина Г. В., Фомичева А. Г. Дети с нарушением зрения: своеобразие социального взаимодействия со сверстниками в образовательном процессе // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 46 (1).
  11. Попова О. С., Горелов А. А. Мониторинг развития физических качеств детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения // Материалы ежегодной отчетной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар, 24-27 сентября 2019 г.). Краснодар, 2019.
  12. Попова О. С., Пономарева Т. В., Горелов А. А. Особенности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в образовательных организациях // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2019. № 4.
  13. Самбикин Л. Б. Игры для слепых детей. М.: ВОС, 1979.
  14. Самбикин Л. Б. Физическое воспитание в школе слепых. М.: Просвещение, 1964.
  15. Самбикин Л. Б., Шеповальников Н. Н. Физическая культура и спорт в организациях ВОС. М.: ВОС, 1959.
  16. Харченко Л. В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушениями зрения: автореф. дисс. … к. пед. н. Омск, 1999.
  17. Шеповальников Н. Н. Организация работы по физическому воспитанию в школах слепых и слабовидящих // Ученые записки / отв. ред. Б. И. Коваленко; ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1964. Т. 253. Вопросы учебно-воспитательной работы в школах слепых и слабовидящих.
  18. Шеповальников Н. Н. Физическая культура в школах для слепых детей // Теория и практика физической культуры. 1957. Т. 20. Вып. 3.

Author information

Anna Valentinovna Nikitina

PhD

Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, St. Petersburg

About this article

Publication history

  • Received: May 11, 2024.
  • Published: June 24, 2024.

Keywords

  • слепые обучающиеся
  • занятия ритмикой
  • диагностическая процедура
  • диагностический инструментарий
  • своеобразие физического развития
  • blind students
  • rhythmic exercises
  • diagnostic procedure
  • diagnostic tools
  • peculiarity of physical development

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)