• Original research article
  • June 26, 2024
  • Open access

Features of the communicative behavior of adolescents and young adults with normal and impaired vision

Abstract

The study aims to identify the features of the communicative behavior of students with normal and impaired vision during adolescence and young adulthood based on the testing of their level of readiness for communication. The paper analyzes the psychological and pedagogical literature on the formation of communicative activity among adolescents and young adults. A comparative analysis of the type of communicative behavior of students with normal and impaired vision (the motivational and need-related criterion and the present activity criterion) is given. The scientific novelty of this study lies in identifying the areas of pedagogical activity for the development of communication among adolescents and young adults with normal and impaired vision. As a result, the study provides an understanding of the need to expand the interaction of teachers and psychologists, support services and parents in the formation of communication skills among students with normal and impaired vision.

References

  1. Басманова А. В., Карандаева Т. А. Особенности навыков общения детей с нарушениями зрения // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: сборник научных статей по материалам XI всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ», 2021.
  2. Бодалев А. А. Личность и общение: избранные психологические труды. Изд-е 2-е, перераб. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
  3. Быкова Е. Б. Особенности внутренней картины дефекта подростков с легкой и умеренной интеллектуальной недостаточностью // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8.
  4. Виленская А. М. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей // X научная сессия по дефектологии. М.: НИИ Дефектология, 1990. Ч. 1.
  5. Волкова И. П. Психосоциальные факторы адаптации и интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. 2009. № 3 (20).
  6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Книга по требованию, 2012. Т. 5. Основы дефектологии.
  7. Григорьева Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. 2001. № 2.
  8. Еперева Н. А. Формирование нравственных ценностей подростков с нарушением зрения в образовательном процессе // Территория детства ребенка с образовательными потребностями: материалы XXII международной конференции «Ребенок в современном мире. Территория детства». СПб., 2015.
  9. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие и воспитание детей с нарушениями зрения: справочно-методическое пособие для учителя. М., 1990.
  10. Ермолаева М. В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М. – Воронеж: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2008.
  11. Земцова М. И. Дети с глубокими нарушениями зрения / под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 2006.
  12. Кантор В. З., Никулина Г. В., Никулина И. Н. Уровень развития коммуникативной компетентности младших школьников со зрительной недостаточностью в различных институционально-образовательных условиях // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 2.
  13. Литвак А. Г. Трудности в общении инвалидов по зрению и пути их устранения. Л.: ЛОГОС ВОС, 1991.
  14. Невзорова Н. А. Педагогическое сопровождение процесса становления социальной зрелости учащихся подросткового и юношеского возраста с нарушениями зрения // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 3 (16).
  15. Никулина Г. В. Оценка коммуникативного потенциала инвалидов по зрению в условиях реабилитационного процесса. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.
  16. Ростомашвили И. Е. Социально-психологические аспекты инклюзивной культуры общества // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2.
  17. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.
  18. Сулейманов А. Г. Феномен «барьеры общения» и основные подходы к изучению их в психологической науке // Общество. Государство. Личность: проблемы взаимодействия в современных условиях: сборник статей международной научно-практической конференции (г. Петрозаводск, 12 апреля 2021 г.). Петрозаводск, 2021.
  19. Феоктистова В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. СПб.: Речь, 2005.
  20. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте: монография. СПб., 2009.

Author information

Nadezhda Aleksandrovna Epereva

PhD

A. I. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

About this article

Publication history

  • Received: June 7, 2024.
  • Published: June 26, 2024.

Keywords

  • тип коммуникативного поведения
  • обучающиеся с нормальным и нарушенным зрением
  • мотивационно-потребностный критерий
  • налично-деятельностный критерий
  • развитие коммуникативной деятельности обучающихся
  • type of communicative behavior
  • students with normal and impaired vision
  • motivational and need-related criterion
  • present activity criterion
  • development of students’ communicative activity

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)