Specificity of forming the learning materials for the language for special purposes classes for foreign medical students
Abstract
The article deals with the features of teaching Russian as a foreign language within the framework of the professionally oriented training of foreign students of medical universities. The purpose of the work is to consider methodological approaches, tools and techniques that ensure effective language teaching in the medical and biological specialty. The main attention is paid to the requirements for the content, selection and development of educational materials for the effective formation of the communicative competence of future doctors, the quality of which is associated with the need to master not only the lexical and grammatical aspects of the language, but also the skills of speech behavior, conditioned by the peculiarities of medical discourse. Based on this, the main characteristics of the scientific style in general and medical terminology in particular, significant from the point of view of the substantive aspect of teaching language for special purposes (LSP), are covered. Based on the analysis of scientific and the most popular educational and methodological literature in medical universities, the authors derive typological principles for the implementation of the textological approach in teaching Russian for special purposes. The scientific novelty of the work lies in an attempt to generalize and systematize the methods and techniques of LSP teaching used in modern practice, on the basis of which a practical model for organizing educational materials for the systematic development of professional and communicative competence of medical students is proposed. The results of the study are practice-oriented in nature and can be used as a template for further improvement of the principles of organizing the educational process in the field of teaching Russian language in the medical and biological profile.
References
- Барсукова М. И. Медицинский дискурс (стратегии и тактики речевого поведения врача): дисс. … к. филол. н. Саратов, 2007.
- Бейлинсон Л. С. Характеристики медико-педагогического дискурса (на материале логопедических рекомендаций): автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2001.
- Вострякова Н. А. Обучение восприятию русского учебно-научного профессионально ориентированного текста иностранных студентов-медиков подготовительного факультета (на материале текстов о специальности врача-хирурга и хирургии) // Язык и культура. 2023. № 62.
- Денисултанова В. Д. Использование профессионального текста как объекта преподавания РКИ для студентов медицинского профиля // Язык. Общество. Медицина: сборник материалов ХХII республиканской студенческой конференции с международным участием и ХIХ республиканского научно-практического семинара с международным участием (г. Гродно, 24 ноября 2022 года) / отв. ред. Е. П. Пустошило. Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2022.
- Дмитриева Д. Д. Особенности обучения научному стилю речи на занятиях по РКИ в медицинском вузе (на примере медицинской терминологии) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 2 (31).
- Еськина О. А., Суворова Л. С. Обоснование отбора языкового материала для обучения иностранному языку курсантов военных технических вузов России // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 5А.
- Зиновьева Е. М. Особенности преподавания медицинской терминологии на уроках русского языка как иностранного // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2019. № 180.
- Иноземцева К. М. Технология лингво-методической обучающей поддержки в междисциплинарной иноязычной подготовке технического вуза // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. № 3.
- Касьянова В. М. Русские ориентирующие анатомические термины в плане отражения метапредметных связей (из опыта работы с иностранными учащимися) // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: сборник статей IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 23 апреля 2021 года). М.: Сам Полиграфист, 2021.
- Комцян К. Б. Особенности обучения диминутивам – медицинским терминам на занятиях по русскому языку как иностранному // От традиций к инновациям в обучении иностранным языкам: сборник научных статей VI международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 10-11 ноября 2022 года). СПб.: СПбГАСУ, 2023.
- Матвеева Т. П. Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: материалы всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного университета, 2011.
- Мещерякова О. В. Принципы отбора лексики в учебные пособия для студентов неязыковых вузов // Наука и образование: новое время. 2018. № 2.
- Петрачкова И. М. Отбор и адаптация текстов по специальности для работы в группах англоговорящих студентов-медиков // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: материалы XXI междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию УО БГМУ и 60-летию обучения иностран. граждан в Беларуси (г. Минск, 21 октября 2021 г.) / отв. ред. Т. Н. Мельникова. Мн.: БГМУ, 2022.
- Петрухина А. В. Лингводидактическая адаптация учебных медицинских текстов для иностранных студентов // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 9.
- Тивари И. В., Форуги Е. В. Профессионально ориентированное обучение русскому как иностранному в медицинском вузе // Язык. Общество. Медицина: сборник материалов ХХII республиканской студенческой конференции с международным участием и ХIХ республиканского научно-практического семинара с международным участием (г. Гродно, 24 ноября 2022 года) / отв. ред. Е. П. Пустошило. Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2022.
- Шарапа А. А., Кожухова Н. Е. Особенности изучения медицинской терминологии на уроках русского языка как иностранного // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. Мн.: БГМУ, 2017.
Author information
About this article
Publication history
- Received: December 2, 2024.
- Published: January 13, 2025.
Keywords
- русский язык как иностранный
- обучение языку специальности
- профессионально ориентированное обучение
- русский язык для студентов-медиков
- текстоцентрический подход
- Russian as a foreign language
- teaching language for special purposes
- professionally oriented teaching
- Russian language for medical students
- text-centric approach
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC