Development of foreign language lexical skills of undergraduate students in language training programs in a digital educational environment
Abstract
The research aims to identify the didactic potential of the digital educational environment in the development of foreign language lexical skills of undergraduate students in language training programs. The concept of digital educational environment is revealed through the categories “environment” and “educational environment”. Existing approaches to defining the concept of digital educational environment are analyzed, and the regulatory and legal framework for its application in higher education practice is considered. The scientific novelty of the research consists in correlating the tools of digital educational platforms and applications with the stages of lexical skills formation; describing the didactic properties of the digital educational environment in foreign language teaching; elaborating a set of tasks aimed at developing foreign language lexical skills of undergraduate students in language training programs based on the implementation of interaction in the digital educational environment. The study found that the digital educational environment can act as a didactic means of developing foreign language lexical skills of undergraduate students in language training programs. Such an environment has a number of advantages: the use of digital resources at any time and in any place; instant feedback on the results of task completion; the dynamic nature of the educational process due to the variety of tasks; review of the material in different formats.
References
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
- Афзалова А. Н. Тренды образовательных технологий в современном мире // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022. Т. 17. № 4.
- Ахаян А. А., Карпов Н. Э. Проектирование иммерсивной образовательной среды трехмерного виртуального пространства и подготовка к работе в ней // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2023. № 12.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. М., 1988.
- Богданова Е. В. Теоретические предпосылки формирования иноязычных лексических навыков // Современные образовательные технологии. 2021. № 3 (33).
- Бондаренко А. Н., Новикова Л. В. Формирование лексических навыков учащихся с опорой на цифровые образовательные ресурсы // Universum: психология и образование. 2021. № 5 (83).
- Бронская В. С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. № 4.
- Бухбиндер В. А. Обучение лексике // Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981.
- Везиров Т. Г., Рашидова З. Д. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров-лингвистов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80).
- Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 2 т. М.: Лабиринт, 1999. Т. 2.
- Гайсина С. В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда: методические рекомендации. 2018. https://as-school3.kmr.eduru.ru/media/2020/03/19/1253762880/Gajsina_S.V._FSP_cifrovaya-gramotnost_i_CZOS_sovremennoj_shkoly.pdf
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Гурвич П. Б., Кудряшов Ю. А. Лексические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке, и основные линии их развития // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. М.: Рус. язык, 1991.
- Дмитрусенко И. Н., Баграмова Н. В. Структура и специфика формирования рецептивных лексических навыков и умений в процессе чтения иноязычной профессиональной литературы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. Т. 9. № 3.
- Забирова В. Х., Таджибова А. Н. Обучение лексике английского языка в средних классах общеобразовательной школы с применением компьютерных программ // Образование и право. 2020. № 2.
- Канянина Т. И., Клепиков В. Б., Пономарева Е. И., Епифанов Н. А. Цифровая образовательная среда как фактор развития научно-образовательной и творческой деятельности в общеобразовательных организациях // Нижегородское образование. 2019. № 4.
- Каплун Р. Н., Прокофьева О. Н. Формирование лексической компетенции курсантов на занятиях по иностранному языку в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4.
- Каракозов С. Д., Митрофанов К. Г. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-1.
- Каракозов С. Д., Сулейманов Р. С., Уваров А. Ю. Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного Университета // Наука и школа. 2014. № 6.
- Колыхматов В. И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды: учебно-методическое пособие. СПб.: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», 2020.
- Куприяновский В. П., Синягов С. А., Липатов С. И., Намиот Д. Е., Воробьев А. О. Цифровая экономика – «Умный способ работать» // International Journal of Open Information Technologies. 2016. № 2.
- Кушнир М. Э. Цифровая образовательная среда // Директория. 2017. https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a
- Лапин В. Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21).
- Лодде О. А. Актуальные проблемы цифровой трансформации образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Как стать переводчиком? М.: Готика, 1999.
- Морозов А. В., Михалева О. В. Влияние современного информационно-образовательного пространства на формирование социокультурной и межкультурной коммуникации как одна из важнейших составляющих повышения качества образования будущих бакалавров-лингвистов // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 3 (63).
- Нечай Е. Е., Синенко А. А. Коммуникация студентов и преподавателей в виртуальном пространстве: вопросы приоритетов // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12 (104).
- Онищенко Ю. Ю., Пенкина Н. Л. Формирование лексического аспекта иноязычной речи с помощью стихов и песен в средней общеобразовательной школе // Концепт. 2019. № 4.
- Осинина Т. Н. Цифровая образовательная среда современной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2018. № 4.
- Пассов Е. И. Методика обучения иностранным языкам. Воронеж: Интерлингва, 2002.
- Полякова М. В. Содержание поликультурной образовательной среды как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 4.
- Провоторова К. С., Радченко Г. И. Формирование лексических навыков на уроке иностранного языка в средней школе // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 10-7 (68).
- Рыбакова М. В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49).
- Рындина Ю. В. Формирование лексических навыков и умений у учащихся среднего звена // European Scientific Conference: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. Ч. 2.
- Симонова А. А. Формирование лексических навыков старших школьников // Современные концепции романо-германской филологии, лингводидактики и межкультурной коммуникации: всероссийская научно-практическая конференция. Рязань: Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознамённое командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, 2021.
- Тарева Е. Г. Языковое образование в эпоху постмодернизма: кризис системности или новая системность? // Язык и культура. 2021. № 53.
- Трубицина О. И. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022.
- Филиппова Е. В. Формирование лексических умений у младших школьников // Журнал педагогических исследований. 2024. Т. 9. № 2.
- Цветкова И. В. Лингвокультурная образовательная среда как фактор динамичного развития образования в Республике Казахстан: дисс. … к. пед. н. Чимкент, 2006.
- Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986.
- Шишкина А. И., Кузнецова А. А. Развитие лексических навыков на уроках английского языка у учащихся среднего звена общеобразовательной школы на примере темы Crime // Вопросы лингводидактики и переводоведения: сборник научных статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2017.
- Ясвин В. А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2.
- Bradac V., Walek B. A.Comprehensive adaptive system for e-learning of foreign languages // Expert Systems with Applications. 2017. Vol. 90.
- Chen M. Postmethod pedagogy and its influence on EFL teaching strategies // English Language Teaching. 2014. Vol. 7. № 5.
- Chen M., Chiang F. K., Jiang Y. N., Yu Sh. Q. A context-adaptive teacher training model in a ubiquitous learning environment // Interactive Learning Environments. 2016. Vol. 25. Iss. 1.
- Hasnine M. N., Wu J. Wordhyve: A context-aware language learning app for vocabulary enhancement through images and learning contexts // Procedia Computer Science. 2021. № 192.
- Jonassen D. H., Peck K., Wilson B. G. Learning WITH technology: A constructivist perspective. Columbus: Merrill/Prentice-Hall, 1998.
- Kurucay M., Inan F. A. Examining the effects of learner-learner interactions on satisfaction and learning in an online undergraduate course // Computers and Education. 2017. Vol. 115.
- Laufer M., Leiser A., Deacon B., Perrin de Brichambaut P., Fecher B., Kobsda Ch., Hesse F. Digital higher education: a divider or bridge builder? Leadership perspectives on edtech in a COVID-19 reality // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2021. Vol. 18.
- Martin S., Alvarez V. Students’ feedback beliefs and anxiety in online foreign language oral tasks // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2017. Vol. 14. № 18.
- Merrill M. D. First Principles of Instruction: Identifying and Designing Effective, Efficient, and Engaging Instruction. San Francisco: Pfeiffer, 2013.
- Sweller J. Element interactivity and intrinsic, extraneous, and germane cognitive load // Educational Psychology Review. 2010. Vol. 22.
Author information
About this article
Publication history
- Received: April 14, 2025.
- Published: May 19, 2025.
Keywords
- цифровая образовательная среда
- английский язык
- иноязычные лексические умения
- высшая школа
- цифровые ресурсы
- digital educational environment
- English language
- foreign language lexical skills
- higher education
- digital resources
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC