• Original research article
  • May 21, 2025
  • Open access

Developing communicative competence in Spanish language instruction for language faculty students at the university level in a discussion format (based on authentic feature films)

Abstract

The aim of this research is to reveal the specific features of developing communicative competence in language faculty students at a university using authentic feature films in a discussion format within the context of Spanish language instruction. The theoretical foundations and specificities of using authentic feature films in the Spanish language learning process at the university level are defined; recommendations for working with the research materials are offered. The scientific novelty lies in the fact that, for the first time using Spanish language material, an algorithm was developed aimed at forming communicative competence in language faculty students at the university level based on authentic feature films in a discussion format. The effectiveness of the developed algorithm was confirmed as a result of the experiment conducted.

References

  1. Байдикова Н. Л., Давиденко Е. С. Индивидуализация и персонализация обучения иноязычному говорению с помощью нейросети Twee // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 3 (43).
  2. Бахтиозина М. Г. Стратегии деловой коммуникации как аспект иноязычного образования студентов-лингвистов // Иностранные языки в школе. 2024. № 6.
  3. Березина Т. Ю., Пузеп Л. Г. Дискуссия как метод формирования ценности семьи у будущих педагогов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (62).
  4. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6.
  5. Галанова Е. М., Гаврин А. И. Типы обращений в учебном диалоге // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 2.
  6. Гурвич П. Б. Основы обучения устной иностранной речи на языковых факультетах. Владимир, 1972.
  7. Данилова Л. Ю. Педагогические факторы актуализации ценностей личности в иноязычном контексте внеаудиторной деятельности студентов // Иностранные языки в школе. 2024. № 9.
  8. Дырда Ж. Н., Гайдук В. А. Влияние и распространение испанского языка во всем мире // Актуальные вопросы переводоведения и практики перевода: международный сборник научных статей. Н. Новгород, 2018. Вып. 8.
  9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов, 2004.
  10. Иванова О. В., Сбитнева Н. Н. Проведение учебной дискуссии при обучении студентов иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2025. № 1.
  11. Ижикеева Е. А., Корзун О. О. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции школьников при прохождении элективного курса «Москва – Лондон: перекресток культур»: цель, содержание и технология обучения // Иностранные языки в школе. 2023. № 6.
  12. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Языковые и коммуникативные способности // Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989.
  13. Калачникова Р. С. Виды иноязычных видеоматериалов и специфика их влияния на обучение говорению на английском языке // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 2.
  14. Канивец Е. О. Обучение аргументации в публичном выступлении с помощью технологии Message House студентов языкового вуза // Иностранные языки в школе. 2021. № 2.
  15. Канус Т. К. Диалогическое общение в контексте межкультурной коммуникации // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. 2005. № 2 (8).
  16. Кашлев С. С. Понятие полилога как высшей формы диалога в педагогическом процессе // Соизучение языка и культуры в системе современного языкового образования: подходы, проблемы, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Мн., 2015. Ч. 1.
  17. Кириллова А. В., Ильин А. Е. Использование дискуссионных форм работы в обучении монологической речи на уроках английского языка в старших классах // Актуальные вопросы иноязычного образования в контексте межкультурного взаимодействия: сборник научный статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2024.
  18. Кларин М. В. Технология дискуссии в образовательном процессе // Народное образование. 2015. № 5.
  19. Коваленко Н. С., Меньшикова А. А. Оптимизация стратегий обучения иностранному языку студентов высших учебных заведений Российской Федерации // Язык и культура. 2024. № 66.
  20. Коренев А. А. На нерегулируемом перекрестке культур: социокультурная компетенция преподавателя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2024. № 6.
  21. Корзун О. О., Сударикова О. Е., Штанько Е. В. Обучение школьников аргументированному монологу-рассуждению на английском языке на основе видеоролика ресурса TED Talks // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 12.
  22. Корзун О. О., Штанько Е. В. Травелог как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 10-11 классов (филологический класс, гуманитарный профиль) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 5
  23. Ларина Т. В., Суханова А. С. Педагогические возможности иностранного языка в формировании патриотических ценностей курсантов военного вуза: монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2023.
  24. Лубянова М. А., Овсянникова А. В. Аутентичный художественный фильм как средство развития иноязычной лингвосоциокультурной компетенции подростков в условиях дополнительного образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2.
  25. Лузганова А. А. Интегративный характер метода case-study в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку // Современное педагогическое образование. 2023. № 6.
  26. Мазилина Д. А., Смирнова Л. Е. Формирование коммуникативной компетенции у студентов медицинского вуза: интегративный подход // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10. Вып. 2.
  27. Макеева С. Н., Кирдяева О. И., Спичко Н. А. Оценивание сформированности иноязычной коммуникативной компетенции будущих бакалавров педагогического образования: опыт проведения модульного экзамена // Иностранные языки в школе. 2023. № 4
  28. Максимова В. Д. Роль эмоционального компонента в обучении говорению на иностранном языке // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 1 (110).
  29. Мамалова Х. Э., Колоева Л. М., Плиева А. О. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 1 (110).
  30. Мамонтова Н. Ю. Педагогические условия формирования универсальной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов при обучении иностранным языкам по ФГОС 3++ // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 51.
  31. Маринченко И. А., Васильева Е. В. Конкурс кинорецензий как форма организации медиаобразования студентов педагогического вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 3.
  32. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Мн.: Высш. шк., 1999.
  33. Мильруд Р. П. Организация обсуждения проблемы на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1986. № 4.
  34. Мирошниченко С. А. Формирование социокультурной компетенции студентов языковых вузов при работе с поэтическим текстом на французском языке в рамках обучения аналитическому чтению (на примере произведения Эмиля Неллигана «Зимний вечер») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 4.
  35. Мишуненкова О. В. Использование обучающих видео в преподавании английского языка и проектной деятельности в вузах // Иностранные языки в школе. 2023. № 2.
  36. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов н/Д, 2004.
  37. Мушенко Е. В., Микаелян Л. А. Модель формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов (направление подготовки «Зарубежное регионоведение») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 3.
  38. Никишова О. А., Потапова В. Ю., Гроховская Т. В. Обучение говорению на иностранном языке: проблемы и способы их решения // Научные известия. 2022. № 27.
  39. Орешина Е. Е. Дебаты и форматы дебатов в теории и практике преподавания иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 5 (61).
  40. Парфенова С. О., Семенова Л. А., Василенко Е. Д. Особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной проектной деятельности при использовании аутентичных материалов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 2.
  41. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989.
  42. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д – М.: Феникс; Глосса-Пресс, 2010.
  43. Плиева А. О., Арадахова М. Б. Современные требования к формированию иноязычной речевой компетенции студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4.
  44. Попова М. А. Полилогическое общение в контексте развития у обучающихся коммуникативной компетенции на втором иностранном языке // Иностранные языки в школе. 2018. № 6.
  45. Пуйман С. А. Педагогика. Мн.: ТетраСистемс, 2002.
  46. Рацеева Д. С., Петров В. И. Развитие универсальных учебных действий с помощью аудиотекстов и визуальной наглядности на занятии по английскому языку: план урока // Иностранные языки в школе. 2023. № 8.
  47. Россохин А. В. От полилога к интерполилогу // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 1.
  48. Сайковская Ю. Ю. Комбинированное учение как средство развития умений иноязычного полилогического общения // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. 2017. № 1 (31).
  49. Северина О. В. Использование киноматериалов в деятельности школьного театра на английском языке (из опыта работы) // Иностранные языки в школе. 2022. № 3
  50. Скоморохова Н. К., Боброва Т. О. Метапредметный подход в обучении говорению на уроках иностранного языка // Экономика и социум. 2021. № 4-2 (83).
  51. Смирнова Н. Б., Шарова С. Н. Применение метода дискуссии в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3.
  52. Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция как методическое понятие. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6.
  53. Феоктистова И. Н., Пархоменко Д. А. Лингводидактический потенциал видеодебатов в системе обучения старших школьников англоязычной монологической речи // Образование, наука, культура: традиции и современность: материалы XI всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2024.
  54. Хитрина С. С. Формирование навыка говорения при использовании аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы иноязычной филологии, межкультурной коммуникации и лингводидактики: сборник научных статей XXXIV международной научно-практической конференции, посвященной 175-летию И. Я. Яковлева. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2023.
  55. Храмова Ю. Н., Хайруллин Р. Д. Технологии обучения говорению студентов неязыковых вузов на начальном этапе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3.
  56. Черновол М. П. Короткие видео как средство развития иноязычных коммуникативных умений студентов вуза // Иностранные языки в школе. 2021. № 1.
  57. Чернышова М. В. Формирование у студентов-лингвистов умений иноязычного речевого общения с учащимися старших классов на основе коммуникативно-педагогических ситуаций // Иностранные языки в школе. 2022. № 9.
  58. Черняева И. В. Педагогическая модель реализации межкультурного компонента иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции бакалавра на основе цифровых технологий // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 4.
  59. Шляжко Н. И. Особенности иноязычного полилогического общения в контексте подготовки учащихся учреждений среднего специального образования к межкультурной коммуникации // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. 2018. № 2 (34).
  60. Шпанёва И. В. Дебаты как метод обучения психолого-педагогическим дисциплинам // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 9.
  61. Штёсслайн Эрланд Х. Художественные фильмы на занятиях по испанскому языку // Перспективы глобального мира сквозь призму испанского языка и культуры: исследования и преподавание: доклады и тезисы IV международной научной конференции испанистов / отв. ред. М. В. Ларионова. М.: МГИМО (У) МИД России, 2010.
  62. Шувалова Н. В. Обучение групповому / полилогическому / общению на уроках английского языка в средней школе: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 1991.
  63. Щепелев О. В. Разговорный клуб как технология обучения студентов спонтанной устной речи // Иностранные языки в школе. 2024. № 2.
  64. Юдина Т. В. Обоснование структуры лингвистической компетенции как компонента коммуникативной компетенции студента языкового вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 4.
  65. Языкова Н. В., Бевз Е. С. Методика развития межкультурной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка посредством анализа прецедентных имен // Иностранные языки в школе. 2023. № 7.
  66. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics / eds. J. B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972.
  67. Tomalin B. Video, TV and Radio in the English Class. L.: Macmillan Publishers Ltd, 1986.
  68. Torres López M. C. Una técnica de comunicación oral y esrita: el debate // La enseñanza de la lengua española. Granada: Instituto de Ciencias de la Educación de la Universidad de Granada, 1996.

Author information

Marina Vladimirovna Sukhanova

PhD

Voronezh State University

About this article

Publication history

  • Received: April 25, 2025.
  • Published: May 21, 2025.

Keywords

  • коммуникативная компетенция
  • учебная дискуссия
  • аутентичные художественные фильмы
  • студенты языкового факультета вуза
  • communicative competence
  • academic discussion
  • authentic feature films
  • language faculty students at the university level

Copyright

© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)