• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ЭТАПЫ

Аннотация

В данной статье поднимается проблема профессионального самоопределения школьника в условиях профильного обучения. Авторами предпринимается попытка выявления целей, принципов и этапов тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности школьника. Описывается опыт работы Республиканского лицея-интерната Республики Саха (Якутия). В рамках исследования выстраивается новая модель тьютора-студента. Применение предлагаемого подхода обосновывается как эффективное средство решения проблемы: научно-исследовательская деятельность, сопровождаемая тьютором-студентом, благоприятно влияет на выбор будущей профессии, развивает научно-исследовательские компетенции школьника.

Источники

  1. Арон И. С. Развитие личностных компетенций как психологической основы успешного профессионального самоопределения учащихся школы-интерната // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 40-46.
  2. Егорова Р. И. Педагогическое сопровождение процесса выбора учащимися будущей профессии: на примере коррекционной школы: дисс. … к. пед. н. Якутск, 2007. 194 с.
  3. Ильясов М. И. Организация учебно-воспитательной деятельности в системе «Средняя школа и учреждения профессионального образования» как условие профессионального самоопределения учащихся // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2: в 6-ти ч. Ч. 4. С. 127-134.
  4. Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования [Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/eksd/ (дата обращения: 15.10.2019).
  5. Кобелева Л. Ю., Ильясов Д. Ф. Педагогическое содействие учащимся в их профессиональном самоопределении // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 3. С. 177-183.
  6. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.
  7. О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: законопроект № 701078-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/701078-7 (дата обращения: 02.10.2019).
  8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.11.2019).
  9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения: 27.11.2019).
  10. Петунин О. В. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность старших школьников по биологии // Инновации в образовании. 2006. № 2. С. 58-68.
  11. Пушкина О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 29-32.
  12. Старовиков М. И. Учебная исследовательская деятельность школьника: определение, место и значение в учебном процессе // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». 2006. № 2. С. 95-115.
  13. Таньков Н. Н. Мониторинг сформированности профессионального самоопределения и профессиональной направленности старшеклассников (на примере сельских школ) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 892-896.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. № 413. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 24.10.2019).
  15. Хайруллина А. А. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://urok. 1sept.ru/статьи/619991/ (дата обращения: 02.10.2019).
  16. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135-157.
  17. Челнокова Е. А. Сущность и содержание тьюторской деятельности в условиях профильного обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2009. № 4. С. 16-18.
  18. Челнокова Е. А. Тьюторская деятельность педагога в условиях профильного обучения: дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2010. 160 с.
  19. Шалимова Н. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях старшей школы: автореф. дисс. … к. пед. н. Кострома, 2012. 28 с.
  20. Шафранов-Куцев Г. Ф., Гуляева Л. В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников // Интеграция образования. 2019. № 1 (94). С. 100-118.

Информация об авторах

Данилов Игорь Альбертович

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

Егорова Римма Игнатьевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 ноября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • тьютор-студент
  • тьюторское сопровождение
  • научно-исследовательская деятельность
  • профильное обучение
  • Республиканский лицей-интернат
  • student-tutor
  • tutor’s support
  • research activity
  • profile training
  • Republican Lyceum - Boarding School

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)