• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена поликультурному подходу в иноязычном образовании России, находящемуся под пристальным вниманием ученых нашей страны. Выделены и охарактеризованы основные этапы его становления с точки зрения поликультурности. Также определены цели и задачи обучения иностранным языкам во всех представленных периодах, что помогло наглядно показать их влияние на современное образование в области преподавания иностранных языков Российской Федерации. Рассмотрены и проанализированы основные нормативные документы и концепции, которые отражают поликультурную направленность российского иноязычного образования на всех выделенных этапах.

Источники

  1. Бессарабова И. С. Цели, задачи и принципы поликультурного образования в России и США [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 8. URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=24169 (дата обращения: 18.10.2019).
  2. Гусевская Н. Ю. Иноязычное образование как историко-образовательный феномен // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 5. С. 31-34.
  3. Давыдов Ю. С., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск: ПГЛУ, 2003. 42 с.
  4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
  5. Комплексная программа развития поликультурного образования [Электронный ресурс]. URL: http://mon95.ru/ activity/ lines-of-activity/innovation-and-national-educational-policy/polikul-turnoe-obrazovanie/kompleksnaya-programma-razvitiya-polikul-turnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.10.2019).
  6. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://pnu. edu.ru/media/filer_public/1b/a5/1ba5a122-7f0f-4008-a73d-9f5c2a8c922b/concept.pdf (дата обращения: 18.10.2019).
  7. Левченко О. Ю. Государственная политика в области языкового образования в 1920-30 гг. // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горчкина». 2011. № 3 (48). С. 43-46.
  8. Малькова З. А., Макаев В. В., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. 14 с.
  9. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Ступени; ИНФРА-М, 2002. 448 с.
  10. О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами [Электронный ресурс]: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.02.1947. URL: http://base.garant.ru/71711566/ (дата обращения: 18.10.2019).
  11. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ. URL: https://files.stroyinf.ru/Index2/1/4293836/4293836706.htm (дата обращения: 18.10.2019).
  12. О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки РФ от 03.08.2006 № 201. URL: http://www.edu.ru/documents/view/23877/ (дата обращения: 18.10.2019).
  13. О мерах по обеспечению изучения русского языка иностранными учащимися в течение всего периода их обучения в СССР [Электронный ресурс]: Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 31.01.1975 № 78. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8493.htm (дата обращения: 18.10.2019).
  14. О надбавках к должностным окладам профессорско-преподавательского состава высших и средних специальных учебных заведений за знание и использование иностранных языков в практической работе по подготовке специалистов для зарубежных стран [Электронный ресурс]: Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 03.03.1989 № 162. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15475.htm (дата обращения: 18.10.2019).
  15. О национально-культурной автономии [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/9578 (дата обращения: 18.10.2019).
  16. О подготовке преподавателей для школ национальностей нерусского языка [Электронный ресурс]: Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 21.11.1925. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2744.htm (дата обращения: 18.10.2019).
  17. Об изучении иностранных языков и о порядке выплаты процентных надбавок к должностным окладам за знание иностранных языков [Электронный ресурс]: Приказ ГУ ГТК СССР от 15.07.1988 № 140. URL: https://zakonbase.ru/ content/base/34505 (дата обращения: 18.10.2019).
  18. Об образовании [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 10.07.1992 № 3266-I. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1888/432b6e2b41f2241f44bf631a207bef41b358b12d/ (дата обращения: 18.10.2019).
  19. Об улучшении изучения иностранных языков [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров СССР от 27 мая 1961 г. № 468. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5690.htm (дата обращения: 18.10.2019).
  20. Об усилении информационно-пропагандистской работы с прибывающими в СССР иностранными делегациями, отдельными учеными и специалистами [Электронный ресурс]: Письмо Министерства торговли СССР от 31 июля 1984 г. № 0132-75. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12229.htm (дата обращения: 18.10.2019).
  21. Об утверждении положения о порядке и размерах выплаты надбавок к должностным окладам библиотечных работников и экскурсоводов, владеющих иностранными языками [Электронный ресурс]: Указание Министерства культуры СССР от 18.02.1985 № 29-34. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12568.htm (дата обращения: 18.10.2019).
  22. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур: 5-11 классы. М.: Просвещение, 2000. 173 с.
  23. Сидоренко Т. В., Рыбушкина С. В. Языковое образование в российских технических вузах: эволюция, актуализация, перспективы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (23). С. 20-29.
  24. Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 74-86.
  25. Тер-Минасова С. Г. Преподавание иностранных языков в современной России: прошлое, настоящее и будущее // Молодой ученый. 2015. № 15.2. С. 1-7.
  26. Тер-Минасова С. Г. Foreign language learning and teaching (FLLT) as the most widely-spread way to international and intercultural communication. A view from Russia // Сборник научных и учебно-методических трудов / под общ. ред. С. Г. Тер-Минасовой, М. Г. Бахтиозиной. М.: КДУ; Университетская книга, 2018. С. 5-11.
  27. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 18.10.2019).

Информация об авторах

Браславская Елена Алексеевна

Севастопольский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 октября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • иноязычное образование
  • иностранный язык
  • поликультурное образование
  • поликультурность
  • Россия
  • глобализация
  • политическая и культурная интеграция
  • foreign-language education
  • foreign language
  • multicultural education
  • multiculturalism
  • Russia
  • globalization
  • political and cultural integration

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)