• Научная статья
  • 31 августа 2020
  • Открытый доступ

Становление термина «забота» в контексте педагогической науки

Аннотация

Цель исследования - определить особенности процесса становления и эволюции термина «забота» в контексте педагогической науки. Исследование начинается с анализа сущности заботы, представленной в трудах античных философов, когда происходит центрирование рассуждений на человеке как предмете глубокого философского осмысления, и заканчивается анализом данного термина в трудах исследователей Новейшего времени, когда термин «забота» наполняется более структурированным и усложненным содержанием в философии и педагогике. В частности, особое внимание уделяется определению «заботы о себе» как одной из ключевых тем рассуждений в контексте данной проблемы. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе процесса становления и эволюции термина «забота» в контексте педагогической науки от Античности до Новейшего времени. В результате доказано, что с момента появления «заботы» как самостоятельного термина с течением времени происходил (и происходит) процесс более глубокого и многогранного ее осмысления, оказывающий значительное влияние на развитие современной педагогической мысли.

Источники

  1. Аванесян И. Д. Педагогическая концепция И. П. Иванова как система, объединяющая людей // Российский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 63-72.
  2. Андреева М. В., Баранов А. А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2013. 88 с.
  3. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.
  4. Борисова Л. Г. Забота: социально-философский смысл и педагогическое значение // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 34-51.
  5. Быстрова В. В. Педагогическая забота как условие воспитания подростков в ситуации социального неравенства: дисс. … к. пед. н. СПб., 2014. 266 с.
  6. Волкова С. В. Dasein, скука, забота в сфере образования // Человек. Культура. Образование. 2017. № 3 (25). С. 33-49.
  7. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.
  8. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: АСТ, 2014. 480 с.
  9. Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании: избр. пед. произведения. М.: Учпедгиз, 1956. 579 с.
  10. Малякова Н. С. Сущностные характеристики феномена заботы в укладе школьной жизни: междисциплинарный аспект анализа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 148. С. 134-141.
  11. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 2. 416 с.
  12. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» Марка Туллия Цицерона // Историко-педагогический журнал. 2013. № 2. С. 158-168.
  13. Пичугина В. К. Развитие антропологического дискурса «заботы о себе» в истории античной педагогики: дисс. … д. пед. н. Волгоград, 2013. 363 с.
  14. Пичугина В. К., Безрогов В. Г. Образование и забота о себе в эпоху метамодерна // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. № 3 (38). С. 116-128.
  15. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1 / гл. ред. В. В. Давыдов. 607 с.
  16. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. М.: Компания «Спутник+», 2006. 191 с.
  17. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. К.: Радянська школа, 1974. 288 с.
  18. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. Х.: Фолио, 2003. 503 с.

Информация об авторах

Володин Владимир Владимирович

Благовещенский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 апреля 2020.
  • Опубликована: 31 августа 2020.

Ключевые слова

  • термин «забота»
  • педагогическая наука
  • философия
  • «забота о себе»
  • античные философы
  • Новейшее время
  • педагогическая мысль
  • term “care”
  • pedagogical science
  • philosophy
  • “care for oneself”
  • ancient philosophers
  • contemporary history
  • pedagogical thought

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)