• Научная статья
  • 31 августа 2020
  • Открытый доступ

Педагогическая модель реализации межкультурного компонента иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции бакалавра на основе цифровых технологий

Аннотация

Цель исследования - теоретически обосновать необходимость реализации межкультурного компонента иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции бакалавра для специальных целей с применением цифровых технологий. В статье представлена педагогическая модель, разработанная на основе анализа теоретического материала; описаны этапы организации эксперимента для проверки эффективности педагогической модели, общие результаты применения в учебном процессе и ее практическая значимость; конкретизированы методы исследования. Научная новизна данной работы заключается в конструировании педагогической модели реализации межкультурного компонента иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции (далее - ИПКК) бакалавра по направлению «Информационная безопасность» на основе цифровых технологий. Полученные результаты показали, что разработанная педагогическая модель способствует формированию межкультурных умений, необходимых специалисту в его профессиональной деятельности.

Источники

  1. Борщева В. В., Розанова Е. В. Принципы формирования социокультурной компетенции бакалавров лингвистических направлений подготовки // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 22-29.
  2. Вербицкий А. А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Проектирование образовательных систем с заданными свойствами: материалы II Международной научно-практической конференции. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. С. 52-56.
  3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие для вузов. М.: Наука, 2004. 336 с.
  4. Дикова Е. С. Современные подходы к обучению иностранным языкам в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4 (11). С. 65-69.
  5. Есенина Н. Е. Теория и практика использования средств информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку в техническом вузе: монография. М.: Спутник, 2012. 288 c.
  6. Корочкина М. Г. Формирование межкультурной компетенции в техническом университете (английский язык): дисс. … к. пед. н. Таганрог, 2000. 174 с.
  7. Кулешова А. Ю. Развитие умений чтения посредством интернет-технологий // Вестник Тамбовского университета. 2013. № 6 (122). С. 71-74.
  8. Лингводидактические, психолого-педагогические аспекты преподавания иностранного языка с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики: монография / под ред. И. И. Климовой, М. В. Мельничук. М.: Научные технологии, 2019. 369 с.
  9. Маслоу А. Г. Самоактуализация / пер. с англ.; под общ. ред. A. M. Татлыбаевой. СПб.: Ихтик, 1999. 379 с.
  10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 04.07.2020).
  11. Полат Е. С. Интернет в системе дистанционного обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]. URL: https://ito.su/1998/3/polat.html (дата обращения: 04.07.2020).
  12. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71634878/ (дата обращения: 04.07.2020).
  13. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002. 400 с.
  14. Роберт И. В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки ИИО РАО. 2001. № 5. С. 3-39.
  15. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 238 с.
  16. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 271 с.
  17. Сороковых Г. В. Социальное проектирование в системе образовательного пространства: стратегии, модели, технологии // Инновационные модели профессиональной подготовки студентов, педагогов к социальному проектированию технологий в условиях системы образовательного пространства: коллективная монография / Департамент образования г. Москвы; Московский городской педагогический университет; ред. Л. И. Клочкова. М.: МГПУ, 2015. С. 5-16.
  18. Суворова С. Л. Межкультурная парадигма иноязычного образования: полипарадигмальный аспект // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 3. С. 5-10.
  19. Суворова С. Л. Современное языковое образование с позиций межкультурной лингводидактики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2014. Т. 6. № 3. С. 64-70.
  20. Сушкова Н. А. Технология формирования межкультурной компетенции в условиях погружения // Вестник Тамбовского университета. 2009. № 6. С. 130-135.
  21. Сысоев П. В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3 (23). С. 140-152.
  22. Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.
  23. Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.
  24. Сысоев П. В., Альпаков В. Г. Формирование межкультурной компетенции учащихся средствами электронно-почтовой группы // Язык и культура. 2009. № 1 (5). С. 102-107.
  25. Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М.: Эдитус, 2017. 248 с.
  26. Чошанов М. А. Е-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16. № 3. С. 684-696.
  27. Harmer J. How to Teach English. An Introduction to the English Language Teaching. Harlow: Longman, 2001. 208 p.

Информация об авторах

Черняева Ирина Васильевна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 июня 2020.
  • Опубликована: 31 августа 2020.

Ключевые слова

  • педагогическая модель
  • межкультурный компонент
  • иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция
  • бакалавр
  • цифровые технологии
  • pedagogical model
  • intercultural component
  • foreign-language professional communicative competence
  • bachelor
  • digital technologies

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)