• Научная статья
  • 30 октября 2020
  • Открытый доступ

Сетевая организация инновационной деятельности по апробации электронной формы учебников удмуртского языка в основной общеобразовательной школе: актуальность и востребованность

Аннотация

Цель исследования заключается в получении результатов работы сетевых инновационных площадок по апробации электронных форм учебников (далее - ЭФУ) удмуртского языка для 5-9 классов. В данной статье описаны основные этапы работы сетевой инновационной деятельности (далее - СИД), проанализированы результаты тестирования функциональных возможностей и содержания ЭФУ на соответствие их требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, выявлена эффективность использования электронных учебников в обучении родному языку, в формировании ИКТ-компетенции учащихся и учителей на основе работы с электронными учебниками. Научная новизна статьи заключается в анализе эффективности применения электронных форм учебников в обучении удмуртскому языку. В результате анализа сетевой инновационной деятельности выявлено, что ЭФУ по удмуртскому языку для основной общеобразовательной школы имеют высокий образовательный потенциал и есть необходимость эффективного использования данных учебников в учебном процессе.

Источники

  1. Апробация [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/pedagogy_terms/Апробация (дата обращения: 15.07.2020).
  2. Байтерякова Ю. Т., Боталова Н. П. Электронные формы учебников как современное дидактическое средство в обучении удмуртскому языку // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства: сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции (17-18 октября 2019 г.). Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2019. С. 20-27.
  3. Боталова Н. П. Электронный учебник как новый дидактический ресурс в обучении удмуртскому языку как неродному // Финно-угорский мир в полиэтничном пространстве России: культурное наследие и новые вызовы: сборник статей по материалам VI Всероссийской научной конференции финно-угроведов (г. Ижевск, 4-7 июня 2019 г.) / УдмФИЦ УрО РАН. Ижевск: Издательство Анны Зелениной, 2019. С. 230-232.
  4. Бусыгина Л. В., Байтерякова Ю. Т. Электронный учебник по удмуртскому языку и литературе как элемент современной информационной образовательной среды: формирование ключевых компетенций // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2019. Т. 29. № 4. С. 458-465.
  5. Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/463802497 (дата обращения: 09.07.2020).
  6. Дробышевская Л. Н. Сетевая модель организации инновационного процесса [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23187076 (дата обращения: 10.07.2020).
  7. Евгеньева А. П. Малый академический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://rus-academic-dict.slovaronline.com (дата обращения: 23.06.2020).
  8. Зимина О. В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника [Электронный ресурс]. URL: http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm (дата обращения: 23.06.2020).
  9. О федеральном перечне учебников [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 02.02.2015 № НТ-136/08. URL: http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-02.02.2015-N-NT-136_08/ (дата обращения: 09.07.2020).
  10. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020). URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 09.07.2020).
  11. Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 18.07.2016 № 870. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/service/Prikaz_870_18.07.2016.pdf (дата обращения: 19.06.2020).
  12. Особенности, преимущества и эффективность работы с ЭФУ «Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!») для 5-9 классов [Электронный ресурс]: Межрегиональный научно-практический семинар. URL: https://sites.google.com/view/seminarudm (дата обращения: 15.07.2020).
  13. Титов Л. Ю. Сетевая модель инновационной деятельности и инновационный экономический рост [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-model-innovatsionnoy-deyatelnosti-i-innovatsionnyy-ekonomicheskiy-rost (дата обращения: 03.07.2020).
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
  15. Чернова С. Н. Возможности обучения родному (удмуртскому) языку в Удмуртской Республике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 2. С. 29-33.
  16. Электронные учебники. Рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств [Электронный ресурс]. URL: http://www.ktgs.ru/students/libray/Rekomendation-IMEU-EOR-241.pdf (дата обращения: 23.06.2020).
  17. Электронные формы учебников в основной школе - новый инструмент реализации требований стандарта [Электронный ресурс]: Межрегиональный научно-практический семинар. URL: https://sites.google.com/site/mezregionalnyjseminar/home (дата обращения: 15.07.2020).

Информация об авторах

Байтерякова Юлия Тихоновна

Научно-исследовательский институт национального образования, г. Ижевск

Боталова Надежда Прохоровна

Научно-исследовательский институт национального образования, г. Ижевск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 августа 2020.
  • Опубликована: 30 октября 2020.

Ключевые слова

  • сетевая организация инновационной деятельности
  • электронная форма учебников
  • удмуртский язык
  • общеобразовательная школа
  • network form of innovative activity
  • electronic textbooks
  • Udmurt language
  • secondary school

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)