• Научная статья
  • 30 октября 2020
  • Открытый доступ

Применение сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников

Аннотация

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и опытно-экспериментальным путем определить педагогические условия применения сказок в экологическом воспитании старших дошкольников. В статье определяются требования к отбору экологических сказок, раскрываются способы работы с экологической сказкой в старшей возрастной группе, выделяются этапы экологического воспитания старших дошкольников на основе применения сказочных произведений. Научная новизна заключается в определении педагогических условий применения сказочных сюжетов в экологическом воспитании старших дошкольников. В результате доказана эффективность использования сказочных сюжетов в экологическом воспитании старших дошкольников.

Источники

  1. Бианки В. В. Сова. М.: Малыш, 1980. 8 с.
  2. Бурлакова Т. Ю. Педагогические условия организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников: дисс. … к. пед. н. М., 2017. 158 с.
  3. Всемирная стратегия охраны природы [Электронный ресурс]. URL: https://ru-ecology.info/term/54551/ (дата обращения: 21.08.2020).
  4. Дмитриев Ю. Избранное. М.: Астрель; Малыш; АСТ, 2006. 608 с.
  5. Кондратьева Н. Н. «Мы»: программа экологического образования детей. Изд-е 2-е, перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 229 с.
  6. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс]: одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 № 7/1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  7. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. Изд-е 2-е. М.: Амрита-Русь, 2008. 256 с.
  8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие / под ред. П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
  9. Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. Волгоград: Учитель, 2016. 260 с.
  10. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 330 с.
  11. Николаева С. Н. Юный эколог: программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2010. 66 с.
  12. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. М.: Гном и Д, 2011. 136 с.
  13. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665 (дата обращения: 21.08.2020).
  14. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/17718 (дата обращения: 25.08.2020).
  15. Об Экологической доктрине Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-31082002-n-1225-r/ (дата обращения: 25.08.2020).
  16. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс]: утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/902369004 (дата обращения: 21.08.2020).
  17. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Изд-е 5-е (инновационное), испр. и доп. М.: Мозаика-синтез, 2019. 336 с.
  18. Павлова Н. М. Хитрый одуванчик. М.: Детская литература, 1980. 16 с.
  19. Посылкина Р. Ю. Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников: автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2001. 24 с.
  20. Пришвин М. М. Золотой луг. М.: Детская литература, 1968. 352 с.
  21. Программа ООН по окружающей среде от 15.12.1972 [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ga/unep/ (дата обращения: 25.08.2020).
  22. Рыжова Н. А. Наш дом - природа: программа воспитания и обучения по естествознанию в детском саду. М.: Карапуз-дидактика, 2014. 213 с.
  23. Рыжова Н. А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-Пресс, 2002. 190 с.
  24. Рыжова Н. А., Рыжов И. Н. Экологические сказки и рассказы. М.: ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела» Минприроды России, 2017. 117 с.
  25. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 25.08.2020).
  26. Удовенко А. Экологическая сказка // Дошкольное воспитание. 1993. № 7. С. 32-33.
  27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования: утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. М.: Просвещение, 2013. 32 с.
  28. Фи Н. ЭКОsapiens: простые правила осознанной жизни. М.: Эксмо, 2020. 229 с.

Информация об авторах

Ганиева Гульчачак Рафисовна

к. пед. н.

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Шарафетдинова Зимфира Габдрахмановна

к. филол. н.

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 июля 2020.
  • Опубликована: 30 октября 2020.

Ключевые слова

  • экологическое воспитание дошкольников
  • отбор экологических сказок
  • сказочные сюжеты
  • педагогические условия
  • preschool children’s ecological education
  • choosing ecological tales
  • fabulous stories
  • pedagogical conditions

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)