• Обзор
  • 20 января 2023
  • Открытый доступ

Проблемы и перспективы исследований здоровьесбережения в образовательной среде вуза: теоретический обзор

Аннотация

Данная публикация представляет собой обзор отечественной научно-педагогической литературы, цель которого - выявить наиболее актуальные проблемы в области здоровьесбережения студентов и преподавателей высших учебных заведений. Материалом для анализа послужили свыше 100 печатных и электронных источников по педагогике, психологии, социологии медицины и социологии образования с 2020 г. по 2022 г. включительно. Научная новизна обзора заключается в определении текущих задач и выявлении перспективных направлений педагогических исследований в области обеспечения здоровьесбережения всех субъектов образовательного процесса в высшей школе. В результате проанализированы диссертационные исследования 2020-2022 гг. по рассматриваемой тематике. Определены методологические основания и выявлены новые тенденции в реализации здоровьесберегающей политики вузов, классифицируются модели и технологии формирования навыков здорового образа жизни, стереотипов здоровьесберегающего поведения и культуры здоровья студентов в целом. Оценены преимущества и риски цифровизации высшего образования с точки зрения их влияния на здоровье обучающихся. Описаны перспективы применения здоровьесберегающих технологий в высшем образовании.

Источники

  1. Ананьева Л. В. Методика формирования здорового образа жизни студентов вузов: уч.-метод. пособие. Самара: Изд-во Самарского университета, 2020.
  2. Андросова М. И., Петрова С. Ф., Иванова С. Н. Здоровый образ жизни в понимании студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70 (4).
  3. Андрющенко Ю. В., Урванцева М. В., Борисова М. В., Мусохранов А. Ю. Отношение студентов вуза к формированию здорового образа жизни // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 6.
  4. Аристова И. В. Педагогические условия здоровьесберегающей подготовки студентов колледжа на основе контекстно-модульной технологии: дисс. … к. пед. н. Воронеж, 2022.
  5. Аристова И. В., Комарова Э. П. Модель формирования здоровьесберегающей позиции студента в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1.
  6. Аркусов Д. Ю. Психологическая саморегуляция в условиях цифровизации профессионального образования студентов (на примере дистанционного обучения) // Образование в современном мире: практики цифровой трансформации: сб. науч. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. уч. (г. Самара, 25 февраля 2021 г.) / отв. ред. Т. И. Руднева; Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева. Самара, 2021. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Obrazovanie-v-sovremennom-mire/Psihologicheskaya-samoregulyaciya-v-usloviyah-cifrovizacii-professionalnogo-obrazovaniya-studentov-na-primere-distancionnogo-obucheniya-Tekst-elektro-88635/1/%D0%A1%D1%82%D1%80.-20-25.pdf
  7. Арсланбекова Э. М. Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни // Инновационный потенциал молодежи: спорт, культура, образование: сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2022.
  8. Ахмадуллина Х. М., Горбаткова Е. Ю., Ахмадуллин У. З., Мочалкин П. А., Веселова А. Х. Из опыта внедрения программы здоровьесбережения в вузе // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 82-2.
  9. Баева Л. В. Влияние цифровизации образования на человека в контексте проблемы безопасности // Философия образования. 2020. Т. 20. № 2.
  10. Барышева Е. С., Болдырев П. А., Науменко О. А., Нотова С. В., Болодурина И. П. Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии в вузе на примере компьютерной программы «Паспорт здоровья» // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. URL: https://science-education.ru/article/view?id=30475
  11. Беляева О. В., Кретова И. Г., Логинова И. А. Психическое, физическое и социальное здоровье студентов вуза в условиях цифровизации // Образование в современном мире: практики цифровой трансформации: сб. науч. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. уч. (г. Самара, 25 февраля 2021 г.) / отв. ред. Т. И. Руднева; Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева. Самара, 2021.
  12. Бермус А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1.
  13. Бермус А. Г. Концептуальные проблемы современного этапа модернизации педагогического образования в России // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 2 (10).
  14. Бирюкова Н. В. Формирование здоровьесберегающей позиции студентов медицинского вуза на основе комплексной технологии: дисс. … к. пед. н. Воронеж, 2022.
  15. Битшева И. Г. Формирование физкультурно-оздоровительного пространства как фактор здоровьесбережения студентов в современном вузе: автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2022.
  16. Буланова М. Б., Великая Н. М. Цифровизация высшего образования в период пандемии: преимущества и риски // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 28. № 4.
  17. Ванштейн Л. Ю. Психолого-педагогический потенциал педагогов к реализации здоровьесберегающей работы в ДОУ // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1 (138).
  18. Володина К. А., Рагулина А. А., Русяева И. А. Психологическое состояние студентов в условиях дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. № 1.
  19. Володина С. А., Корнева Л. В. Психологическая готовность к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 1.
  20. Враге Е. В., Стрижаков А. П. Организационно-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: межвуз. сб. науч.-метод. раб. / под ред. В. П. Сущенко. СПб.: Политех-Пресс, 2020.
  21. Гаирбеков М. М. Педагогическое сопровождение формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы средствами спортивных игр: автореф. дисс. … к. пед. н. Грозный, 2021.
  22. Гареева И. А., Конобейская А. В. Здоровый образ жизни студенческой молодежи как социальная ценность и реальная практика (по материалам социологического исследования) // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 4 (93).
  23. Глазунова С. И., Борисова М. В., Мусохранов А. Ю. Отношение студентов к формированию культуры здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 6.
  24. Годжуров Э. С. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве вуза // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 27 мая 2021 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021.
  25. Голякова И. В., Карпиевич В. А., Сергеев В. В. Дистанционное обучение в условиях COVID-ограничений глазами преподавателей и обучающихся вузов // Вышэйшая школа: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. 2021. № 5.
  26. Горбаткова Е. Ю., Ахмадуллина Х. М., Ахмадуллин У. З., Зулькарнаев Т. Р., Хуснутдинова З. А., Мочалкин П. А., Мануйлова Г. Р. О влиянии образа жизни на показатели психического здоровья студентов высших учебных заведений // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022. № 4.
  27. Горюнова Л. В., Заводный Н. А., Тимченко И. В. Формирование здоровьесберегающего поведения студентов в современном вузе: монография. Ростов н/Д - Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020.
  28. Грязнова Е. В., Треушников И. А., Треушников А. И., Роганова Г. Н. Здоровьесбережение как предмет исследования педагогических наук: к вопросу об актуальных аспектах исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31).
  29. Гудзь А. М., Скорохватов В. П. Здоровьесбережение как мотивационный компонент самоорганизованности обучающихся // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 1.
  30. Давыдов М. В., Кобелева С. В., Святченко П. Б. Информированность в области здоровьесбережения студентов-первокурсников технического вуза // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития: мат. I междунар. науч.-практ. конф. по физической культуре, спорту и туризму (г. Красноярск, 16-17 сентября 2022 г.): в 2-х ч. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2022. Ч. 1 / отв. ред. М. А. Ермакова.
  31. Декина Е. В., Куликова Т. И. Модель формирования готовности студентов педагогического вуза к сохранению и укреплению здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2020. № 2.
  32. Димова А. Л. Теоретические основы подготовки будущих учителей к предотвращению негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: дисс. … д. пед. н. М., 2022.
  33. Доровских И. Г., Владимиров Н. М., Иванов О. Н. Готовность будущих педагогов к применению здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 2.
  34. Егорова У. Г. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов в период пандемии // Вестник Самарского университета. 2021. Т. 27. № 1.
  35. Егошина Е. С., Димиденко В. П., Уйманова И. П. Организация занятий адаптивной физической культурой среди студентов в условиях пандемии // Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования: мат. X междунар. науч.-метод. конф. / под ред. Н. А. Красулиной. Уфа, 2022. URL: https://bspu.ru/files/111988
  36. Ендовицкий Д. А. Уроки работы в условиях пандемии для вузов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2021. № 2.
  37. Ермаков Н. А., Сидоров С. С., Дерешев Р. В., Водолеева В. А., Козлов А. В., Чанчаева Е. А. Формирование здоровьесберегающих компетенций через проектную деятельность // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192).
  38. Есауленко И. Э., Петрова Т. Н. Здоровье студентов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и дистанционной организации учебного процесса // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2020. № 4.
  39. Ефимова В. М., Макаричева А. А. К вопросу о формировании компетенций безопасности и здоровьесбережения у будущих педагогов в условиях дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30471
  40. Желтухина А. С., Петровская М. В., Семоненко Ю. Ф., Турищев К. П. Здоровьесберегающее поведение курсантов военных вузов как психолого-педагогическая проблема // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 4 (52).
  41. Завада Г. В., Мавляутдинов Л. Р. Связь между адаптацией студентов к обучению в вузе и наличием ситуации информационной перегрузки // Вопросы педагогики. 2021. № 5-2.
  42. Зеленин Л. А., Паначев В. Д., Истомин С. П. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе курсантов Россгвардии // Наука-2020. 2021. № 2 (47). URL: http://www.nauka-2020.ru/2(47)2021-4.pdf
  43. Зиновьев Н. А., Алексеева Н. Д., Надыршина М. Ю., Смирнов А. С. Физическая активность студентов в условиях цифровизации образования // Цифровизация инженерного образования: сб. мат. междунар. онлайн-конф. (г. Ижевск, 30 марта - 1 апреля 2021 г.). Ижевск: Изд-во Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова, 2021.
  44. Зубарев Р. О., Лаврушов И. А. Интернет-зависимость как фактор ухудшения здоровья студентов // Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе: мат. всерос. науч.-практ. конф. (г. Курск, 8 октября 2020 г.). Курск: Изд-во Юго-Западного государственного университета, 2020.
  45. Иванникова В. И., Прохорова Т. Н. Формирование здоровьесберегающего поведения студентов в процессе физического воспитания в вузе // Перспективы науки. 2020. № 7 (130).
  46. Ивахненко Г. А. История исследований здоровья студентов в России: социологический анализ // Социология медицины. 2021. Т. 20. № 1.
  47. Исабекова С. С., Арингазина А. М. Грамотность в вопросах здоровья среди студентов (обзор литературы) // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2021. № 1.
  48. Казанцева Н. В. Здоровый образ жизни студента: фондовая лекция. Иркутск: Изд-во Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020.
  49. Кайгородова Н., Жакпарова Г. Подготовка студентов классического университета к реализации межпредметных связей в процессе обучения школьников (на примере здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности) // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2021. Т. 3. № 3.
  50. Калегина Ю. В., Ханжина О. А. Безопасность цифровых образовательных средств для социально-психологического здоровья студентов // Консолидация интеллектуальных ресурсов как фундамент развития современной науки: сб. ст. III междунар. науч.-практ. конф. (г. Петрозаводск, 25 марта 2021 г.). Петрозаводск: Новая наука, 2021.
  51. Карпова О. Л., Уйманова И. П. Готовность педагога как приоритетное условие формирования здоровьесбережения студентов в образовательном пространстве вуза // Культура физическая и здоровье. 2021. № 1 (77). URL: http://www.kultura-fiz.vspu.ac.ru/content/fizkultura_2021_v77_N1.pdf
  52. Качалова А. В. Психологическое здоровье личности студента в условиях цифровизации образовательного процесса // Национальное здоровье. 2021. № 4.
  53. Кашаева А. С. Психологическая безопасность в образовательной среде вуза // Здоровье и безопасность в образовательном пространстве: сб. мат. всерос. (с междунар. уч.) науч.-практ. конф. (г. Курган, 29 октября 2020 г.): в 2-х ч. Курган: Изд-во Института развития образования и социальных технологий, 2020. Ч. 1.
  54. Ковальжина Л. С. Социальные практики здоровьесбережения и модели поведения студентов в условиях инфодемии COVID-19 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2021. № 1.
  55. Ковальчук О. В., Лазуренко Н. В., Нифонтова В. А. Здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи: факторы формирования и условия сохранения // NOMOTHETIKA. Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46. № 3.
  56. Козуб М. В. Подготовка будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности с младшими школьниками // Сибирский учитель. 2021. № 1 (134).
  57. Конеева Е. В., Пахомова Е. А., Агафошкин В. Н., Большунов М. Ф. Образовательные организации России: опыт создания здоровьесберегающей среды // Социальная педагогика в России. 2021. № 2.
  58. Коняева М. А., Ахметвалиева М. Г. Воспитание культуры здоровьесбережения у музыкантов в контексте личной безопасности // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9.
  59. Коробченко А. И., Голубчиков Г. М., Харченко С. А., Арпентьева М. Р. Самостоятельность здоровьесбережения как показатель физической культуры студентов университета // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54).
  60. Косарев С. М., Воронина Н. В. Использование здоровьесберегающих технологий при формировании культуры здоровья учащейся молодежи // Человеческий капитал. 2022. № 3 (159).
  61. Кочура А. С., Матушанский Г. У. Разработка структурно-функциональной модели формирования здоровьесберегающей компетенции студентов вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11.
  62. Кротенко Т. Ю. Риски, опасности, угрозы «непрерывного» электронного образования // Вестник университета (Государственный университет управления). 2020. № 2.
  63. Крутиков М. А. Теоретико-методологические подходы к организации подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. URL: https://science-education.ru/article/view?id=29574
  64. Кузнецов А. В., Мамакина И. А. Формирование здоровьесберегающей компетентности как методологическая стратегия прикладной физической подготовки в вузе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 6.
  65. Кузнецов В. В., Косилов К. В. Влияние объективного состояния и самооценки здоровья на академическую успеваемость у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей с учетом различных средовых факторов // Исследования и практика в медицине. 2020. № 7 (3).
  66. Кузнецова Е. Т., Коляда Н. В. Механизмы использования оздоровительных технологий в здоровьесохраняющем образовательном пространстве в условиях реализации проекта «Цифровой университет» // Здоровье для всех. 2020. № 2.
  67. Купцова С. А. Дисциплины здоровьесберегающей направленности как средство формирования культуры здорового образа жизни студентов в педагогическом университете // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2021. № 1.
  68. Купцова С. А. Здоровьесберегающие технологии как образовательный ресурс совершенствования конфликтологической компетентности у студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85).
  69. Лапшин И. Е. Компетентность в области здоровьесбережения: проблема формирования в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2.
  70. Лебедева С. К., Рыбина О. Е. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки студентов в педагогическом вузе // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 5 (45).
  71. Левин С. М. Методы улучшения психического здоровья студентов в условиях вынужденного дистанционного обучения и социального дистанцирования // Векторы благополучия: экономика и социум. 2021. № 1 (40).
  72. Логунова Н. Ю., Фокина Л. В. Здоровьесберегающие технологии вуза в условиях дистанционного обучения: понятия, принципы, инструменты // Образование и право. 2021. № 1.
  73. Лопатин В. А. Формирование здоровьесберегающих компетенций в вузе средствами физической культуры // Педагогика, психология, общество: новая реальность: мат. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. (г. Чебоксары, 22 января 2021 г.) / под ред. Ж. В. Мурзиной. Чебоксары: Среда, 2021.
  74. Лопатина О. А., Ефремов Д. С. Последствия критично постоянных взаимодействий со смартфоном в условиях пандемии // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 4 (20).
  75. Лощаков А. М. Психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры здоровья студентов вузов: автореф. дисс. … д. психол. н. М., 2020.
  76. Маслова Т. А., Федоров Н. А. Принципы здоровьесберегающих технологий в высшем образовании // Вестник Калужского университета. 2021. № 1 (50).
  77. Маяцкая Н. К., Козловская Г. Ю. Особенности становления ответственного отношения к здоровью у студентов медицинских образовательных учреждений // Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики в современном педагогическом процессе: мат. всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: АкадемЛит (Издатель ИП Ковтун С. А.), 2020.
  78. Мелешкова Н. А., Вальков В. Б., Мамаев Е. В., Суханов Е. Л. Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях цифровизации высшего образования // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 9 (211).
  79. Минева С. С. Дистанционное университетское образование: между академической традицией и цифровой деменцией // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 1.
  80. Михайловский В. В. Формирование здорового образа жизни студентов медицинских вузов в условиях пандемии COVID-19: дисс. … к. мед. н. М., 2022.
  81. Мугаттарова Э. Р. Здоровьесбережение в подготовке будущих специалистов технического вуза как одна из актуальных проблем высшего образования // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера: мат. XIV междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 28 мая 2020 г.). Казань: Школа, 2020.
  82. Новикова М. Г. Социальная безопасность и здоровьесбережение студентов вуза: содержательно-технологический аспект // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Тула, 29 октября 2020 г.) / под ред. И. Л. Федотенко. Чебоксары: Среда, 2020.
  83. Носачева Е. А. Интерактивные методы в здоровьесберегающем процессе подготовки будущих специалистов // Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики в современном педагогическом процессе: мат. всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: АкадемЛит (Издатель ИП Ковтун С. А.), 2020.
  84. Павлова А. А. Психологическое здоровье современных студентов // Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе: мат. III всерос. науч.-практ. конф. (г. Курск, 7 октября 2021 г.). Курск: Изд-во Юго-Западного государственного университета, 2021.
  85. Павлють О. В. Возможности опросника З. Ючиньского для оценки здоровьесберегающего поведения студентов педагогических специальностей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020. Т. 53 (3).
  86. Пекина К. А., Переузник А. З. Проблема формирования культуры здоровья у студентов // Наука-2020. 2020. № 1 (37).
  87. Петухова О. А. Подготовка будущих педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий в условиях цифровизации образования // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде: сб. мат. всерос. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского государственного университета, 2021.
  88. Пивненко П. П., Витенко Н. П. Здоровьесбережение как объект отечественных педагогических диссертационных исследований: библиометрический анализ // Вестник Майкопского государственного педагогического университета. 2021. № 13 (3).
  89. Пономарев И. Е., Барсуков С. В. Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов вуза на занятиях по физической культуре // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1.
  90. Попова Н. В., Данике К. К. Здоровьесберегающие технологии в работе со студенческой молодежью: анализ и пути совершенствования // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. № 6 (3).
  91. Радина Н. К., Балакина Ю. В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1.
  92. Руднева Ю. А. Проблемы здоровьесбережения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в условиях обучения в вузе // Вестник Калужского университета. 2020. Т. 3. № 4 (9).
  93. Савчук А. Н., Федорова Ю. В. Культура здоровья жизнедеятельности студента // The Newman in Foreign Policy. 2020. № 52 (96).
  94. Самарин А. В. Здоровьеформирующая среда вуза в культуре здоровья студенческой молодежи: автореф. дисс. … к. соц. н. Тюмень, 2021.
  95. Самерханова Э. К. Проектирование образовательной экосистемы вуза в условиях цифровизации образования: монография. Н. Новгород: Изд-во Мининского университета; Флинта, 2020.
  96. Семикин Г. И., Мысина Г. А., Миронов А. С., Лазарев С. В., Пятибратова И. В., Худышева М. К., Пиканина Ю. М. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде технического вуза (опыт МГТУ имени Н. Э. Баумана): монография. Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2020.
  97. Сироткина О. В. Социально-педагогическое обеспечение формирования ценностного отношения к здоровью современных студентов: автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2022.
  98. Соколовская И. Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. Digital Sociology. 2020. № 3 (2).
  99. Сорокина Л. А., Плахов Н. Н., Буйнов Л. Г., Шангин А. Б. Рациональное питание как компонент культуры здоровья студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3.
  100. Сперанская Н. И., Яцкевич О. Е. Здоровье как один из важнейших факторов образовательного процесса в высшей школе // KANT. 2020. № 2 (35).
  101. Степанова А. С. Дистанционное обучение в высших учебных заведениях на современном этапе как психолого-педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3.
  102. Сулкарнаева Г. А., Булгакова Е. В., Старикова Г. В., Ожиганова М. В., Шайхетдинов Р. Г. Педагогическая система развития культуры здоровья студентов на основе интеграции учебных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30127
  103. Сытник Г. В., Рагозина Н. А., Ашкинази С. М., Куликов В. С., Обвинцев А. А. Формирование компетенций здорового образа жизни у студентов вуза // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210).
  104. Татьяненко А. А., Татьяненко С. А. Здоровье студентов в период дистанционного обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 2.
  105. Федорищева Е. К., Гареева И. А., Косилов К. В. Факторы влияния на поведенческие стереотипы в отношении здоровья у студентов медицинских специальностей // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Т. 6. № 3.
  106. Хайбулаев М. К., Манцигова М. У., Кубекова А. С., Мамина В. П. Психологическое здоровье студентов медицинского вуза разных специальностей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 2А.
  107. Хайруллин И. Т., Жукова И. В. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов энергетического вуза // Заметки ученого. 2020. № 9.
  108. Хонелидзе Д. С., Родин Ю. И., Сорокоумова С. Н. Состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4.
  109. Хоптинская А. А. Модель здоровьесберегающей среды современного педагогического вуза // Школа будущего. 2020. № 2.
  110. Цакаева Х. Б. Педагогическое содействие студентам университета в формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни: дисс. … к. пед. н. Грозный, 2021.
  111. Шарова Е. И. Исследование здоровья студентов вуза в условиях дистанционного обучения как показатель качества образования // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 6 (184).
  112. Шатравкина А. В. К вопросу об интернет-зависимости среди обучающихся высших учебных заведений // Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики в современном педагогическом процессе: мат. всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: АкадемЛит (Издатель ИП Ковтун С. А.), 2020.
  113. Щелина Т. Т., Митичева Т. И., Сидорова Т. В., Михайлова С. В. Модель здоровьесберегающей деятельности вуза // Теория и практика физической культуры. 2022. № 9.
  114. Яруллина Л. Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6.
  115. Bao W. COVID-19 and Online Teaching in Higher Education: A Case Study of Peking University // Human Behavior and Emerging Technologies. 2020. Vol. 2. Iss. 2. URL: https://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?tp=&arnumber=9120955
  116. Khattar A., Jain P. R., Quadri S. M. K. Effects of the Disastrous Pandemic COVID-19 on Learning Styles, Activities and Mental Health of Young Indian Students: A Machine Learning Approach // Proceedings of the 4th International Conference on Intelligent Computing and Control Systems (ICICCS) (Madurai, India, June 15-16, 2020). 2020. URL: https://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?tp=&arnumber=9120955

Информация об авторах

Бермус Александр Григорьевич

д. пед. н., проф.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 декабря 2022.
  • Опубликована: 20 января 2023.

Ключевые слова

  • высшее образование
  • здоровьесбережение
  • здоровьесберегающие технологии
  • здоровьесберегающие компетенции студентов
  • здоровый образ жизни
  • культура здоровья
  • higher education
  • health protection
  • health protection technologies
  • health protection competencies of students
  • healthy lifestyle
  • health culture

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)