• Научная статья
  • 20 января 2023
  • Открытый доступ

Структура и содержание опыта эмоционально-ценностного отношения студентов вуза к объектам и явлениям окружающего мира

Аннотация

Цель исследования - определить структуру и содержание опыта эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) студентов вуза к объектам и явлениям окружающего мира. Автор выявляет особенности содержания эмоционального, когнитивного и конативного компонентов опыта ЭЦО студентов к объектам и явлениям окружающего мира, которые обобщены и выстроены в логике «Природа - Человек - Общество». Научная новизна исследования заключается в выявлении и характеристике структурных компонентов опыта ЭЦО студентов к объектам и явлениям окружающего мира в соответствии с логической цепочкой: «Природа - Сам человек - Здоровье - Труд/Профессия - Другие люди - Родной край - Отечество - Мир в целом». В результате охарактеризованы эмоциональный, когнитивный и конативный структурные компоненты опыта ЭЦО к природе, самому человеку, его здоровью, труду/профессии, другим людям, родному краю, Отечеству, миру в целом; показаны особенности структуры и содержания опыта ЭЦО студентов с учетом их проявления в универсальных компетенциях (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++).

Источники

  1. Авдеев Д. Ю., Васина О. Н., Котельникова Т. Ю. Анализ научно-исследовательской работы студентов укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогические науки» // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации / под общей ред. О. П. Суриной. Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2020.
  2. Бражникова А. Н. Отношение к другим людям как показатель нравственности современных студентов // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2021. № 2.
  3. Васина О. Н. Методология исследования проблемы преобразования опыта эмоционально-ценностного отношения в профессиональном образовании // Бизнес. Образование. Право. 2022а. № 3 (60).
  4. Васина О. Н. Эколого-ориентированная направленность высшего образования как условие формирования опыта эмоционально-ценностного отношения студентов к окружающей их действительности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022b. Т. 7. Вып. 8.
  5. Васина О. Н., Пономарёва О. Н. Конструирование содержания образования по ведущему компоненту социального опыта // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. URL: https:science-education.ru/ru/article/view?id=32027
  6. Глазачев С. Н. Принципы гуманизации и экологизации в современном образовании // Вестник экологического образования в России. 2011. № 3.
  7. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996.
  8. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд-во Московского государственного университета, 1994.
  9. Каширский Д. В. Психология личностных ценностей. Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права (институт), 2014.
  10. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.
  11. Масленникова В. Ш., Трегубова Т. М. К проблеме формирования ценностей гражданско-патриотического самосознания в системе профессионального образования // Социально-ориентированное проектирование системы формирования гражданской идентичности учащейся молодежи в поликультурном образовательном пространстве. Казань: Данис, 2018.
  12. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001.
  13. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева; вступит. ст. А. А. Бодалева. М. - Воронеж, 1995.
  14. Панов В. И. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика // Психологическая диагностика. 2012. № 1.
  15. Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981.
  16. Трансформация социокультурных ценностей населения: социологический анализ: коллективная монография / под ред. И. В. Шиндряевой. Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС, 2019.
  17. Цаплюк А. И., Ахмедкадиев Т. М., Пономарёва О. Н., Васина О. Н. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к отечеству: из опыта работы // Драгомировские образовательные чтения: сб. науч. ст. по мат. III междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И. И. Грачёв. Пенза, 2020.
  18. Ясвин В. А. Психологическая диагностика отношения к школе учащихся, педагогов и родителей // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 1 (43).

Информация об авторах

Васина Ольга Николаевна

к. пед. н., доц.

Пензенский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 декабря 2022.
  • Опубликована: 20 января 2023.

Ключевые слова

  • профессиональное образование
  • ценности
  • опыт эмоционально-ценностного отношения
  • универсальные компетенции
  • professional education
  • values
  • experience of an emotional-value attitude
  • universal competencies

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)