• Научная статья
  • 20 января 2023
  • Открытый доступ

Ролевая игра как способ расширения словарного запаса на занятиях по английскому языку в условиях социальной депривации

Аннотация

Цель настоящего исследования - обосновать, что ролевая игра является эффективным способом расширения словарного запаса на занятиях по английскому языку у обучающихся, испытывающих социальную депривацию на разных ступенях образования. В статье рассмотрены педагогические приемы формирования словарного запаса английского языка у обучающихся (творческий пересказ и ролевая игра), обозначена специфика работы по расширению словарного запаса английского языка у обучающихся, испытывающих социальную депривацию. Научная новизна работы заключается в том, что определены педагогические условия для эффективной организации обучения английскому языку у обучающихся, испытывающих социальную депривацию, с целью расширения их словарного запаса на иностранном языке. В результате показано, что пересказ может выступать в качестве предварительного этапа подготовки обучающихся с социальной депривацией к активному участию в ролевой игре с целью расширения их словарного запаса на занятиях по английскому языку, представлена специфика организации ролевой игры с обучающимися в условиях социальной депривации.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2010.
  2. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: Форум, 2011.
  3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956.
  4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2004.
  5. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. Изд-е 2-е, перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2007.
  6. Гриценко Г. В. Пересказ на уроках математики и информатики для развития связной речи // Народное образование Якутии. 2021. № 1 (118).
  7. Каллимулина В. О. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. 2003. № 3.
  8. Кальней В. А., Милёшкина Е. Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник Московского государственного агроинженерного университета имени В. П. Горячкина. 2014. № 1 (61).
  9. Кропова Ю. Г., Архитекторова А. А. Театральные постановки на английском языке как средство развития коммуникативной компетенции // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 24.
  10. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984.
  11. Львов М. Р. Основы теории речи. М.: Academia, 2000.
  12. Майоренко И. А., Эпоева Л. В., Миронова М. Н. Коммуникативные стратегии и расширение словарного запаса при обучении английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-2 (71).
  13. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие. Изд-е 9-е, стер. Мн.: Вышэйшая школа, 2004.
  14. Мкртычева Н. С. Современные методы обучения иностранным языкам в вузе (на примере билингвального обучения и тандем-метода) // Альманах современной науки и образования. 2012. № 3.
  15. Озерная Е. П. Современные методики расширения словарного запаса курсантов и студентов вузов ФСИН России: монография. Самара: Изд-во Самарского юридического института ФСИН России, 2017.
  16. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 2015.
  17. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
  18. Пеньевская Л. А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1948. Вып. 16.
  19. Петричук И. И. Еще раз об игре // Иностранные языки в школе. 2008. № 2.
  20. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. Изд-е 4-е, стер. М.: Академия, 2009.
  21. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  22. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. М.: АСТ; Астрель, 2008.
  23. Спиваковская А. Игра - это серьезно. Таллинн: Валгус, 1986.
  24. Тимкина Ю. Ю., Михайлова Ю. В. Пересказ текста как средство развития иноязычной речи // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1.
  25. Токарева О. В. Игровые технологии в обучении иностранному языку в старших классах. Сценарий ролевой игры. 2008. URL: http://festival.1september.ru/articles/503919/
  26. Шангина О. В., Горбачева И. М., Гершунин С. А., Белокопытов А. С. Психоэмоциональное состояние студентов университета в условиях дистанционного обучения (по материалам социологического исследования в НИУ МИЭТ) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 3 (35).
  27. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.

Информация об авторах

Васильева Ирина Александровна

к. филос. н.

Томский государственный педагогический университет

Богданова Анна Геннадьевна

к. филол. н.

Томский государственный педагогический университет

Лемская Валерия Михайловна

к. филол. н.

Томский государственный педагогический университет

Казак Ольга Геннадьевна

Гимназия № 24 им. М. В. Октябрьской г. Томска

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 декабря 2022.
  • Опубликована: 20 января 2023.

Ключевые слова

  • обучающиеся с социальной депривацией
  • занятия по английскому языку
  • обучение иностранному языку
  • организация ролевой игры
  • пересказ текста
  • педагогические условия
  • students with social deprivation
  • English classes
  • foreign language teaching
  • organisation of role-playing
  • text retelling
  • pedagogical conditions

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)