• Научная статья
  • 20 января 2023
  • Открытый доступ

Деловая игра как способ повышения мотивации студентов-медиков к изучению клинических дисциплин

Аннотация

Цель исследования - оценить эффективность применения деловой игры в процессе обучения студентов 4 курса медицинского университета при изучении клинических дисциплин для повышения мотивации обучающихся. В статье описаны этапы применения деловой игры «Клиника», разработанной на кафедре факультетской терапии, в процессе семинарского занятия, в которой студенты использовали свои знания в условиях, имитирующих реальную врачебную практику. В рамках итогового занятия учебного цикла «Кардиология» проводились тестирование обучающихся с оценкой уровня знаний и выполнение теста «Отношение студентов к учебной деятельности» по диагностике Л. В. Мищенко. Научная новизна исследования заключается в обосновании целесообразности использования деловой игры как систематизирующего полученные обучающимися знания элемента образования на итоговом семинарском занятии для улучшения эффективности усвоения изучаемого материала и повышения общей удовлетворенности учебной деятельностью, учебным процессом и избранной профессией. Результаты исследования: применение деловой игры в процессе семинарских занятий у студентов 4 курса медицинского университета на клинической кафедре позволяет повысить эффективность усвоения материала за счет обеспечения высокого уровня учебной и профессиональной мотивации обучающихся.

Источники

  1. Барлас Т. В. Поколение “z”: проблемы диалога в системе «преподаватель - студент» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 6 (814).
  2. Гаджиева Х. Н., Шалагинова К. С. Формирование профессиональной мотивации у студентов // Гуманитарные ведомости Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 2014. № 3 (11).
  3. Гусейнов Р. Д., Гусейнова И. С., Пирмагомедова Э. А. Психологические особенности современного студенчества // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3.
  4. Дюжева М. Б., Роговская Н. И. Симуляционные деловые игры в учебном процессе высшей школы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2020. № 12. DOI: 10.37882/2223-2982.2020.12.10
  5. Евдокимова Е. Г., Коваленко Е. В., Чмеленко Н. Н. Изучение нравственных установок студентов-медиков в контексте развития профессиональной мотивации // Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации: мат. всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Иркутского государственного медицинского университета (1919-2019). Иркутск, 2019.
  6. Исаева Е. Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России. 2012. № 4 (15).
  7. Карякина С. Н. Структура учебной мотивации студентов на разных этапах обучения в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2018. № 1 (78).
  8. Константинов А. А., Тарасенко Н. С. Влияние информационных систем на формирование клипового мышления у молодежи // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. № 13.
  9. Косачева В. О. Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96).
  10. Кулакова А. Б. Поколение z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42).
  11. Купчинская М. А., Юдалевич Н. В. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. № 3 (14).
  12. Лапшова А. В., Булаева М. Н., Воронина И. Р., Барабина И. Е. Использование деловой игры при изучении педагогических дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 4 (33).
  13. Ловчева Л. В. Деловая игра как один из активных игровых методов // Концепт. 2016. Т. 23. URL: https://e-koncept.ru/2016/56389.htm
  14. Мищенко Л. В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. Т. 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2007/n3/28868.shtml
  15. Муталиева А. Ш., Ахтанова С. К. Педагогика XXI века: инновационные методы обучения // Universum: психология и образование. 2020. № 3 (69). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/8928
  16. Панова А. Н. История развития деловой игры как одного из методов активного обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 17.
  17. Сергеева В. А. Деловые игры как активный метод обучения студентов-медиков старших курсов по дисциплине «Внутренние болезни» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 3 (03).

Информация об авторах

Железнякова Наталия Александровна

к. мед. н.

Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Минздрава России

Гафанович Елена Яковлевна

к. мед. н., доц.

Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Минздрава России

Соколов Иван Михайлович

д. мед. н., проф.

Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Минздрава России

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 декабря 2022.
  • Опубликована: 20 января 2023.

Ключевые слова

  • деловая игра
  • мотивация
  • активное обучение
  • клиническая дисциплина
  • business game
  • motivation
  • active learning
  • clinical discipline

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)