• Научная статья
  • 20 января 2023
  • Открытый доступ

Самооценка профессиональной направленности личности студентов - будущих педагогов дошкольных организаций в рамках практической подготовки

Аннотация

Цель исследования - представить структуру самооценки профессиональной направленности личности будущих педагогов дошкольных организаций, способствующую их самоуправлению и саморазвитию в практической подготовке. В статье предложена структура самооценки будущих педагогов дошкольных организаций, согласованная с составляющими их профессиональной направленности в процессе освоения практической части вузовской образовательной программы. Научная новизна исследования заключается в определении содержания эмоционального, когнитивного и регулятивного компонентов самооценки профессиональной направленности личности будущих педагогов дошкольных организаций. В качестве результата представлены методика диагностики самооценки профессиональной направленности личности студентов, а также критерии и уровни ее сформированности, уточненные применительно к практической подготовке будущих педагогов дошкольных организаций.

Источники

  1. Аванесов В. С. Теория и практика педагогических измерений. 2005. URL: http://charko.narod.ru/tekst/biblio/Avanesov_Teoriya_i_metod_ped_izmer.pdf
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Изд-е 3-е. М.: Питер, 2010.
  3. Андреев В. И. Законы творческого саморазвития как основания концепции субъектно-ориентированного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 16.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  5. Беспалько В. П. Персонифицированное образование // Педагогика. 1998. № 2.
  6. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Изд-е 2-е. М.: ПЕР СЭ, 2017.
  7. Божович Е. Д. Гармоническая личность: структура, механизмы развития, индивидуальные различия // Cultural-Historical Psychology. 2019. Т. 15. № 2.
  8. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. № 1.
  9. Веретенникова В. Б. Индивидуальные образовательные траектории практической подготовки студентов - будущих педагогов как средство формирования профессионально-педагогической компетентности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (166).
  10. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15. № 4. DOI: 10.26907/esd15.4.09
  11. Гринько О. В. Проблема профессионального достоинства личности // Сборник научных трудов SWorld. 2012. Т. 14. № 2.
  12. Диянова З. В., Щеголева Т. М. Общая психология. Личность и мотивация. Практикум. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2017.
  13. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9. № 4.
  14. Козлов В. В., Мазилов В. А., Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2018.
  15. Кузьмина Е. И., Кузьмина З. В. Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2018. Т. 7. № 1.
  16. Кузьмина Н. В., Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2020. Т. 9. № 1 (33).
  17. Кунц Л. И. Образ профессиональной деятельности в контексте профессионального самосознания личности // Философия образования. 2012. № 4.
  18. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 2021. Т. 1.
  19. Липкина А. И. О методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. З. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975.
  20. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.
  21. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  22. Моспан Т. С., Тимошенко А. И. Роль профессиональной самооценки студентов педагогической направленности как будущих специалистов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 3.
  23. Оболдина Т. А. О сущности социально-психологической готовности к педагогической деятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2010. № 4 (9).
  24. Платонов К. К. Теоретические аспекты подготовки будущих специалистов // Ғылым. 2014. № 3 (42).
  25. Реан А. А., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2021.
  26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010.
  27. Сериков В. В. Формирование рефлексивных умений у будущих бакалавров психологии. М., 2022.
  28. Тепеницына Т. И. К вопросу о некоторых психологических аспектах профориентации и профотбора // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте: методические рекомендации / под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд-во Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, 1980.
  29. Феннел М. Как повысить самооценку / пер. с англ. А. С. Марушкиной, Е. Ю. Терентьевой. М.: Астрель; АСТ, 2007.
  30. Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Вестник Института образования человека. 2012. № 1.
  31. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы. Ижевск: Изд-во Ижевского государственного технического университета, 2006.
  32. Чеснокова И. И. К вопросу о единстве самосознания и мотивационной сферы личности // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: темат. сб. науч. работ. М.: Изд-во Института психологии Академии наук СССР, 1988.
  33. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. Litres, 2022.
  34. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства // Самосознание и защитные механизмы личности / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2000.
  35. Ширапова Д. Д. Психологические факторы развития профессиональной самооценки студентов: дисс. … к. психол. н. СПб., 2005.
  36. Andrade H. L., Du Y., Mycek K.Rubric-Referenced Self-Assessment and Middle School Students’ Writing // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 2010. Vol. 17.
  37. Bandura A. Regulation of Cognitive Processes through Perceived Self-Efficacy // Developmental Psychology. 1989. No. 25.
  38. Butcher J., Sieminski S. The Challenge of a Distance Learning Professional Doctorate in Education // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2006. Vol. 21. Iss. 1.
  39. Panadero E., Alonso-Tapia J. Self-Assessment: Theoretical and Practical Connotations, When It Happens, How Is It Acquired and What to Do to Develop It in Our Students // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2013. Vol. 11 (2).
  40. Panadero E., Brown G. T. L., Strijbos J. W. The Future of Student Self-Assessment: A Review of Known Unknowns and Potential Directions // Educational Psychology Review. 2016. Vol. 28. Iss. 4.
  41. Schyns B., Von Collani G. A New Occupational Self-Efficacy Scale and Its Relation to Personality Constructs and Organizational Variables // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2002. Vol. 11. Iss. 2.

Информация об авторах

Веретенникова Вероника Борисовна

к. пед. н.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Шихова Ольга Федоровна

д. пед. н., проф.

Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 декабря 2022.
  • Опубликована: 20 января 2023.

Ключевые слова

  • структура самооценки профессиональной направленности личности
  • будущий педагог дошкольной организации
  • диагностика самооценки профессиональной направленности личности
  • дошкольная организация
  • structure of professional orientation self-assessment of personality
  • future teacher of a preschool organization
  • methodology for diagnosing professional orientation self-assessment
  • preschool organization

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)